Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

К годовщине Иранской революции


Плакаты, посвящённые революции 1979 года. Плакат слева изображает «Бегство шаха и возвращение Хомейни» (1979 год). Плакат справа — свержение статуи шаха

11 февраля в Иране отмечается праздник — День победы революции 1979 года. Декадой ранее, 1 февраля, в Тегеран на самолёте «Боинг» вернулся из эмиграции во Францию 76-летний вождь революции, аятолла Хомейни. И вот, после трёхдневных уличных боёв, шахские гвардейцы капитулировали, армия объявила себя нейтральной. В СССР в те годы оценивали иранскую революцию как «противоречивую», сочетающую прогрессивные и реакционные тенденции. Так оно, в общем, и было.
Леонид Ильич Брежнев на XXVI съезде КПСС озвучил очень по-марксистски грамотную оценку революции: «Особый характер имеет революция в Иране, которая стала крупным событием в международной жизни последних лет. При всей своей сложности и противоречивости это в основе своей антиимпериалистическая революция, хотя внутренняя и внешняя реакция стремится изменить этот её характер… В некоторых странах Востока в последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под знаменем ислама может развертываться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Всё дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения…»


Свержение статуи шаха в Тегеранском университете революционными студентами. 1978 год



В те годы вышла весьма любопытная книжка С. Агаева «Иран: рождение республики» (М., 1984), в которой автор очень живо и нестандартно анализировал исламскую революцию в Иране. Хомейни он сравнивал с Робеспьером. Автор приводил слова участников революции:
— Мы переживали патриотический подъём. У нас было чувство, что мы на гребне исторических событий. Это был взрыв народной совести, коснувшийся всех нас. Сейчас мы разочарованы. Мы не ожидали, что в стране установится диктатура мулл.
— Как же мы были наивны, когда ради единства согласились отойти от наших собственных требований и верили, что муллы не хотят абсолютной власти.
— «1979 год — год победы невежества над несправедливостью» (надпись на транспаранте в Тегеранском университете, быстро сорванном исламскими активистами).


Иранский плакат с карикатурой на бывшего шаха, за спиной которого стоит шайтан


Тегеран. Настенная роспись на стене бывшего посольства США

Агаев применял в отношении послереволюционного Ирана термин «термидорианское перерождение»: "После падения якобинцев многие во Франции, да и в других странах мира, задавались вопросом: к чему бы пришли робеспьеристы, сумей они одолеть всех своих врагов? Некоторым историкам уже тогда ответ был ясен: не будь термидорианского переворота против робеспьеристской власти, было бы термидорианское перерождение самой этой власти».
Возможно, более правильно сравнивать Хомейни и его сторонников, как это делают некоторые марксисты, не с Робеспьером, а с французскими жирондистами. Только иранские «жирондисты» сумели не просто разбить феодализм шахского режима, но и удержать власть, и расправиться со своими якобинцами, включая не только «исламских левых», но и коммунистов. Такая концепция мне кажется более ясной. Так что и «перерождения» никакого не было: жирондисты — это и есть законченные, готовые к употреблению термидорианцы «под ключ». Так было во Франции (Талейран), так было и в СССР (например, меньшевики Заславский и Майский).
И тогда начинаешь лучше понимать, почему французские монтаньяры устроили своим жирондистам вот это:

Последний ужин жирондистов перед казнью

Сейчас правые очень любят постить вот такие фотки. Это женщины в Иране до революции:


А это после неё, сейчас. И это в лучшем случае, на фотографии изображены довольно раскованно одетые, по иранским меркам, девушки. Одежда пёстрая, платки на головах сдвинуты назад, показывая волосы. А в ином случае у иранских женщин — платок надвинут на лоб и имеет чёрный цвет, как и всё бесформенное одеяние.



Но проблема в том, что «европеизированность» старой шахской элиты точно соответствовала формуле Ленина: «Голый дикарь, который оденет себе на голову цилиндр и вообразит себя поэтому европейцем, будет довольно смешон». Вот 1979 год с этим и покончил... Уничтожение шахской монархии, феодальной аристократии, безусловно, следует считать шагом истории вперёд. Ну, а то, что правые любят жалеть жирондистов на картинке, приведённой выше, и в то же время жалуются на итоги недоделанной «жирондистской» революции в Иране — это целиком относится к области плюрализма в одной голове...


То, что осталось от шахского режима в современном Иране. Сапоги от распиленной статуи шаха в дворцовом комплексе Sa’adabad, туристическая достопримечательность

P. S. Кто не понимает, почему иранцы стали от "добра" (в виде шаха) добра искать, советовал бы почитать, например, вот это:

«Большинство иранцев» — это крестьяне с годовым доходом менее 100 долларов на семью. А у большинства иранских женщин умирает каждый второй ребёнок — понимаете, 50 из 100 — от голода, бедности и болезней.
Когда летом 1959 года Вы вернулись из Парижа и отправились на Каспийское море, Вы, оказывается, «сильно изголодались по персидскому рису и особенно по нашим особенным фруктам, по нашим сладостям, по всему тому, из чего состоит настоящая персидская трапеза и что можно найти только в Иране».
Должна Вам сказать, что большинство иранцев тоже изголодалось — и не только по сладостям, но и по простому куску хлеба. Для крестьян Мехдиабада, например, «настоящая персидская трапеза» состоит из размоченной в воде соломы — и в каких-нибудь 150 километрах от Тегерана крестьяне подняли восстание против правительственной кампании по борьбе с соломенными чучелами, поскольку эти чучела являются их основной пищей. А ещё можно жить, питаясь корнями растений и косточками фиников — жить недолго, конечно, и нехорошо, но изголодавшиеся иранские крестьяне пытаются. И умирают в 30 лет (это — средний срок жизни иранца). Но Вы ещё молоды, Вам всего лишь 28 лет. У Вас впереди ещё целых 2 прекрасных года — годы, которые действительно «можно найти только в Иране».
Тегеран Вы тоже нашли изменившимся: «Дома росли как грибы после дождя, улицы стали шире и ухоженней. Мои подруги тоже изменились: похорошели, стали настоящими молодыми дамами».
При этом Вы умышленно не заметили жилищ «миллионов внизу», например, не заметили тех 200 тысяч человек, что живут в южной части Тегерана, в «вырытых в земле пещерах и переполненных людьми глинобитных лачугах, похожих на крольчатники», как писала «Нью-Йорк таймс». Разумеется, шахская полиция тоже делает всё возможное, чтобы такие картины не оскорбляли Ваш взор. Когда в 1963 году тысячи бездомных искали себе жильё в строительном карьере, сотни полицейских вышибли их оттуда — чтобы не оскорблять эстетические чувства тех, кто ездит летом на Каспийское море. Шах считает вполне допустимым, что его подданные живут в таких скотских условиях. Недопустимым он считает — как для себя, так и для Вас, — чтобы эти подданные попадались на глаза.
Но положение в городах ещё относительно терпимое. «Я видел детей, — читаем мы в путевых заметках о Южном Иране, — которые, словно черви, копаются в навозе и питаются сорной травой и протухшей рыбой». Конечно, Вы можете законно радоваться, что это — не Ваши дети. Но всё равно это — дети. Так правит шах.»
https://maysuryan.livejournal.com/535200.html

Tags: Брежнев, Даты, История, революционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • День в истории. "Революция гвоздик" всё

    Революция 1974 года в Португалии проходила под красными флагами и портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Мао. А руководил ею Революционный…

  • ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (77). Из истории культов личности. Ленин

    25 мая 1919 года. В.И. Ленин на параде войск Всевобуча. Эта фотография особенно интересна тем, что на заднем плане виден большой портрет Владимира…

  • День в истории. Отставка Жукова

    29 октября 1957 года пленум ЦК КПСС вывел из состава ЦК партии маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова (1896—1974). Тремя днями…

  • Обратная зависимость

    Антикоммунисты составили вот такой коллажик. Это 140 храмов Москвы, которые были снесены, в основном в период после 1928 года и до 40-х годов. По их…

  • Из истории комсомола

    29 октября — день рождения комсомола. Что ж, комсомол жил, пока перед ним были открытые классовые враги, и он с ними боролся. Устраивал "пасхи…

  • Сделаны в Российской империи! :)

    Антикоммунисты всех мастей, от булкохрустов до как бы левых «меньшевиков», обожают постить картинку о том, что нынешние руководители России до 1991…

  • Новое о бедности или Хотим быть нищими!

    Семья патриарха Кирилла владеет семью квартирами и другой недвижимостью общей стоимостью 225 миллионов рублей, утверждает сетевое издание…

  • "Уматывайте! Это война!"

    Между правыми протестами 80-х в Польской Народной Республике под логотипом «Солидарности» и протестами в нынешней буржуазной Польше под матерным…

  • 300 спартанцев решили дать бой Тарусе

    Несмотря на осень, усилиями местных властей в городе Таруса (Калужская область) стало довольно «горячо». Всю Россию всколыхнула новость о…

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments