Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Владимир Маковский


Живописная мастерская профессора В.Е. Маковского. Академия художеств, Петербург. 1913

7 февраля — день рождения художника-передвижника Владимира Егоровича Маковского (1846—1920). Маковский стал свидетелем заката и крушения империи Романовых и одновременного рождения нового мира, и оба этих процесса отразились на его картинах. Это, например, «Ходынка» (1897), катастрофы и гибели людей на картине нет, просто море голов, некоторые лица даже улыбаются. Но не разлито ли предощущение катастрофы в воздухе?




Владимир Маковский. На Ваганьковском кладбище. Похороны жертв Ходынки. 1901 год

А 9 января 1905 года Маковский, профессор Императорской академии художеств, действительный статский советник (то есть штатский генерал) стал свидетелем расстрела рабочего шествия. И отразил увиденное на своём холсте.


В.Е. Маковский. 9 января 1905 года на Васильевском острове. 1905-1907

На лицах изображённых застыло всё многообразие эмоций, которое они испытали: ужас, растерянность, отчаяние, мольба, негодование. Конечно, больше всего из фигур картины запоминается мужчина, расстегнувший пальто, подставляя под пули грудь. Любопытно, что на первоначальном этюде картины это был скорее интеллигент по своему облику. Но в окончательном варианте автор решил придать его облику более «простонародные» черты:


В.Е. Маковский. Этюд к картине «9 января 1905 года на Васильевском острове». 1905-1907

Хотя художник Яков Минченков (1871—1938) писал: «Как «Ходынка», так и «9 января» не передали ужаса этих событий, их подоплеки, недоступной наблюдению и пониманию Маковского. Изобразить 9 января, видев его лишь из окна своей академической квартиры, конечно, было невозможно». Так ли? Вопрос, конечно, спорный...
А ещё рождение нового мира запечатлено художником на такой, казалось бы, бытовой картине, как «Вечеринка».


В.Е. Маковский. Вечеринка. 1875-1897

Как-то я уже постил эту картину по случаю годовщины 1 марта 1881 года и выслушал тогда массу упрёков: почему на полу валяются окурки, почему всё так неприбрано, неужели эти революционеры обязательно должны быть так неряшливы и т.д., и т.п. Что тут скажешь? Может быть, в такой неприбранной обстановке нигилисты отдыхали душой от того мертвящего жандармского порядка и идеальной казарменной чистоты, которые царили в благословенной романовской империи, России, Которую Мы Потеряли. В утешение любителям порядка могу только сказать, что потом на смену первому поколению бунтовщиков пришло второе, и в его рядах были и очень аккуратные и опрятные в быту революционеры, как, например, Владимир Ильич Ульянов-Ленин. «Мы пойдём другим путём» — да, возможно, это касалось и степени подметённости пола. :)
А кроме того, напомню прекрасные стихи Александра Блока, в которых очень живо описана атмосфера подобных «вечеринок», сходок революционеров 1870-80-х годов. Из таких пылких молодёжных сходок (хотя на картине Маковского в кругу молодёжи и седобородый старик сидит) всё и родилось, наверное. Сначала революционное движение, а затем и вся огромная страна, гражданами которой многие из нас успели ещё побывать. Так что мы все, кто помнит и ценит это прошлое, нравится нам это или нет, родом оттуда...

В вечернем мраке тонут лица,
Вглядись — увидишь ряд один
Теней неясных, вереницу
Каких-то женщин и мужчин.
Собранье не многоречиво,
И каждый гость, входящий в дверь,
Упорным взглядом молчаливо
Осматривается, как зверь.
Вот кто-то вспыхнул папироской:
Средь прочих — женщина сидит:
Большой ребячий лоб не скрыт
Простой и скромною причёской,
Широкий белый воротник
И платье чёрное — всё просто,
Худая, маленького роста,
Голубоокий детский лик,
Но, как бы что найдя за далью,
Глядит внимательно, в упор,
И этот милый, нежный взор
Горит отвагой и печалью...
Кого-то ждут... Гремит звонок.
Неспешно отворяя двери,
Гость новый входит на порог:
В своих движениях уверен
И статен; мужественный вид;
Одет совсем как иностранец,
Изысканно; в руке блестит
Высокого цилиндра глянец;
Едва приметно затемнён
Взгляд карих глаз сурово-кроткий;
Наполеоновской бородкой
Рот беспокойный обрамлён;
Большеголовый, темновласый —
Красавец вместе и урод:
Тревожный передёрнут рот
Меланхолической гримасой.

И сонм собравшихся затих...
Два слова, два рукопожатья —
И гость к ребёнку в чёрном платье
Идёт, минуя остальных...
Он смотрит долго и любовно,
И крепко руку жмёт не раз,
И молвит: "Поздравляю вас
С побегом, Соня... Софья Львовна!
Опять — на смертную борьбу!"
И вдруг — без видимой причины —
На этом странно-белом лбу
Легли глубоко две морщины...

Заря погасла. И мужчины
Вливают в чашу ром с вином,
И пламя синим огоньком
Под полной чашей побежало.
Над ней кладут крестом кинжалы.
Вот пламя ширится — и вдруг,
Взбежав над жжёнкой, задрожало
В глазах столпившихся вокруг...
Огонь, борясь с толпою мраков,
Лилово-синий свет бросал,
Старинной песни гайдамаков
Напев согласный зазвучал,
Как будто — свадьба, новоселье,
Как будто — всех не ждёт гроза, -
Такое детское веселье
Зажгло суровые глаза...



В.Е. Маковский. Автопортрет. 1905

Ещё одно остро-социальное произведение Маковского:


Владимир Маковский. Освящение публичного дома. Эскиз к картине. 1900

Tags: Даты, Искусство, История, Россия, революционеры
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 11
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “Искусство” Tag