Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Февраль 1917 в 25 картинах и рисунках, или «Такой улицы надо столетиями дожидаться!»



12 Марта (27 февраля старого стиля) — день Февральской революции. В СССР 20-х годов — один из государственных праздников. И праздник 12 Марта тогда не просто официально отмечался, но и вошёл в быт: например, Антон Макаренко в «Педагогической поэме» мельком упоминает о «конфетах, заготовленных к празднику Февральской революции».


1917 год. На плакате надпись «Рухнул произвол и порваны цепи»




Борис Кустодиев (1878—1927). 27 февраля 1917 года. 1917

Одним из первых русских художников, кто запечатлел Февраль на холсте, был Борис Кустодиев (1878—1927). Он принял революцию с огромной радостью. Увы, к её моменту живописец уже был инвалидом, прикованным к постели. В некоторые дни от болей он не мог даже сидеть в кресле-коляске, в котором рисовал... Поэтому революцию он мог наблюдать только из окна собственного дома, откуда и запечатлел её на холсте. Дочь художника Ирина рассказывала, как он писал эту картину: «Итак, я подкатила коляску. Подставила мольберт. В мастерской была тишина, а за окном кипела жизнь. Кто-то кричал. Бурлила толпа... Отец писал около трёх часов. Пока не ушло солнце. Когда я увидела его глаза, они были влажны. Подумав, что у него начались боли, я принесла лекарство.
— Ирочка, ты не понимаешь, что это за счастье, что у нас в Петербурге я вижу красные флаги свободы!»
Кустодиев признавался в письме: «Никогда так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь „такой“ улицы надо столетиями дожидаться!»

Другим художникам в этом смысле, конечно, «повезло» больше: они могли бродить по этим необыкновенным революционным улицам и всё видеть собственными глазами.


Дмитрий Николаев (1875—1941). Февраль 1917 года

Особенно много картин о Феврале написал Иван Владимиров (1869/1870—1947), но надо заметить, что Февраль этот художник принял настороженно, а вскоре почти целиком переключился на слезливое живописание страданий «бывших» людей — генералов, офицеров, сановников, князей, священников, купцов и т.п., пострадавших от революции.


Иван Владимиров (1869/1870—1947). Долой орла! 1917


Иван Владимиров. Долой орла! 1917


Иван Владимиров. Сжигание орлов и царских портретов. 1917

Тут мы видим характерный элемент Февраля — уничтожение знаков и символов царской власти.

Комментарии на открытках тех дней:






Иван Владимиров. Отречение Николая II от престола

Отречение от престола Владимиров, разумеется, видеть не мог, и эту его вольную фантазию я уже как-то критиковал: депутат-монархист Василий Шульгин, принимавший отречение, никак не мог бы вразвалочку сидеть в тот момент, когда государь перед ним стоял навытяжку, а уж что он мог дымить в этот момент папироской — это вообще из разряда ненаучной фантастики! Примерно такова же «историческая достоверность» и остальных деталей картины Владимирова (да, признаться, и многих других его картин).


Иван Владимиров. Войска Петрограда. 1917


Иван Владимиров. Февральские дни на рабочих окраинах. 1917



На этой картине Владимирова мы видим целое олицетворение Февральских дней, которое вызывало у одних бурный восторг, а у других лютую ненависть. «Вооружённый грузовик»!


Иван Владимиров. Арест генералов в Феврале 1917 года. 1928

Вот этот грузовик опять в центре внимания:



И здесь:


Владимир Кузнецов (1874—1960). Февральские дни 1917 года. 1928

«Вооружённый грузовик» — это такой же устойчивый, как теперь бы сказали, мем Февраля, ныне прочно позабытый, как и «лузгание семечек». О, как же люто, страстно вся «приличная» буржуазная публика ненавидела и то, и другое! Причём обозначали эти мемы, как ни забавно, практически одно и то же. Современный читатель опять удивится: как лузгание семечек может быть синонимом вооружённого грузовика? А вот может...
Отголоски этой ненависти к грузовикам мы находим в мемуарах очевидцев тех дней. У монархиста Шульгина читаем о днях Февраля: «Минутами толпу прорезали кошмарные огромные животные, ощетиненные и оглушительно рычащие… Это были автомобили-грузовики, набитые до отказа революционными борцами… Штыки торчали во все стороны, огромные красные флаги вились над ними. Какое отвращение…»
А вот революционная открытка Февраля 1917 года, наоборот, восторженно прославлявшая эти самые грузовики («Вооружённый грузовик готов в любой момент прийти на помощь борцам за свободу», — гласит подпись):




Почтовая открытка 1917 года, изображающая «вооружённый грузовик»

Ещё одно художественное изображение того же самого «февральского» грузовика:


Луи де Робьен (1888—1958). Петроград, 1917 год

Ну, а как же всё-таки лузгание семечек могло быть синонимом грузовика? Очень просто: и то, и другое воплощало собой саму стихию Анархии, её «звериный лик». Разнузданную «солдатню», которая вместо того, чтобы слушаться офицеров, самоуправствовала, катаясь на грузовиках, и нагло плевала на дисциплину подсолнечной шелухой.

Георгий Савицкий и Александр Белый запечатлели ещё один важный момент Февраля — арест городовых.


Георгий Савицкий (1887—1949). Арест городового (в Феврале 1917 года)


Александр Белый (1875–1934). Рабочая молодёжь Питера в Февральские дни 1917-го. 1932

Тот же момент на почтовой открытке тех дней:


Почтовая открытка Февраля 1917 года

Ещё одна характерная для изображений эпохи Февраля сценка – засада городовых, стреляющая в уличную толпу.


Евгений Ильин (1904–1982). Полицейская засада. Февраль 1917 года. 1943


Вячеслав Зауерлендер (1864–1938). Полицейская засада в февральские дни 1917 года. 1917

Более того, тогда же эта картинка дополнилась участием в ней священников – потому что стрельба по толпе, как считалось, велась с колоколен. В 1930 году в СССР был тиражом в 40 тысяч экземпляров напечатан плакат Николая Когоута (1891—1959) «Крестом и пулемётом. Февральские дни 1917 года», который воспроизводил вот этот рисунок того же автора:


Николай Когоут. Линейный пулемётный «божий гнев» с божьей колокольни

Возможно, кто-то решит, что это выдумка безбожных большевиков? Нет, если и выдумка, то отнюдь не большевиков. Вот рисунок из либерального (так!) журнала «Новый Сатирикон», номер 14 за 1917 год.


Рисунок Б. Антоновского. 1917 год. «В дни революции много пулемётов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ». «Один из «батюшек»:
— Мы привыкли смирять народ «этим» или «этим»!»

Таково было отношение либералов к православной церкви в Феврале 1917 года. Нередко забывают об этом, поскольку не прошло и года, как оно поменялось на диаметрально противоположное: церковь и либералы внезапно оказались союзниками против тех самых большевиков...

Вот ещё одна живая сценка из Февраля 1917-го на тему противостояния городовых и революционного народа:


Рудольф Френц (1888—1956). На Знаменской площади в дни Февральской революции 1917 года. 1931—1934

Дело происходит у памятника Александру III на Знаменской площади в Петрограде. Оттуда же и такие сценки Февраля:


Александр Алексеев. Февраль 1917. 1940


Георгий Савицкий. Февральские дни в Петрограде. 1917 год

Ещё пара сценок из Февральских дней. Революция в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки):


Валентин Печатин (1920—2006). Февральская революция в Гельсингфорсе. 1956


Пётр Ивановский (1906—1958). М.И. Калинин выступает перед рабочими у Финляндского вокзала 27 февраля 1917 года. 1939

Речь большевика Калинина плавно переводит нас к теме Октября 1917 года. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Tags: Даты, История, Россия, красные даты, революционеры
Subscribe

Posts from This Journal “красные даты” Tag

Buy for 20 tokens
В 2024 году, кстати, причастные к #ВЛКСМ отмечали 105-летний юбилей создания в Саратове областной комсомольской организации. Для студента-второкурсника, конечно, же, было очень значимо, что он стал автором передовицы в газете, пусть и в многотиражке СГТУ имени Гагарина…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments