В наше время очень многие сторонники социализма и коммунизма высказывают одну и ту же мысль — что причиной крушения всего перечисленного в СССР был Хрущёв, который начал десталинизацию.
Вот один из постоянных комментаторов этого блога выразил эту мысль особенно ярко и коротко: "Почему в СССР не получилось, а в КНР получилось реформировать социализм и рвануть вперёд? Списывать всё на "могучего старика" Дэна, как это делает Александр, выглядит неубедительно. Личность в истории важна, но не настолько. Похоже, что причиной, всё-таки, стала хрущёвская десталинизация, ставшая эдаким "сахаром в бензобаке" советской машины".
Мой ответ:
"А что стало причиной десталинизации? Личность Хрущёва, по вашей версии? Но тогда опять упираемся в личность.
На самом деле причиной десталинизации стали брутальные методы борьбы 1936-1938 годов (да и начала 50-х, если вспомнить расстрел "ленинградцев"), которым практически все руководители хотели положить конец. Все — начиная от Берии и заканчивая Молотовым. Уж если "сталинист" Каганович говорил на рубеже 80-90-х в диалоге с Ф. Чуевым (выделение моё):
"— Кто начал разваливать наше государство, как вы считаете? — я всё же хочу получить ответ Лазаря Моисеевича.
— Трудно сказать, — говорит Каганович.
— Я считаю, что Хрущёв.
— Он случайный человек, что именно он начал. Конечно, я думаю, что к этому времени что-то наступило. Чёрт его знает… После смерти Сталина надо было раскритиковать то, что было."
Так что тот, кто хвалит эти брутальные методы борьбы, тем самым косвенно одобряет и десталинизацию.
А в Китае методы борьбы во время "культурной революции" были, как ни странно, мягче — оппозиционных руководителей типа того же Дэна не ставили к стенке, а всего лишь критиковали и отправляли "на перевоспитание" в деревню.
Вот поэтому в КНР и "демаоизация" прошла не в пример мягче. И последствия её были не столь фатальны.
А ещё можно сказать, что хотя десталинизация, как мы видим по словам Кагановича, в середине 50-х буквально "витала в воздухе", но разные люди проводили бы её с разной степенью радикальности. Молотов — мягче, чем Хрущёв. Но в том-то и дело, что люди типа Молотова, старые революционеры, были выкошены в ходе предшествующей борьбы в ВКП(б), и поэтому оказались оттеснены на второй план."
Journal information