Рисунок М. Храпковского. 1931 год. «В среде художников до сих пор ещё сохранилось много аполитичных, чуждых советской власти людей».
В комментариях к предыдущему посту данной серии кто-то поделился неплохим примером из области искусства. Он написал, что в детстве ненавидел кукольные мультфильмы. А ведь действительно, такое отношение среди детей 70-х и 80-х годов было преобладающим. Думаю, что те, кто жил в то время, это запомнили. Тем не менее, кукольные мультфильмы показывали по телевидению не реже рисованных, а как бы и не чаще. Неоднократно наблюдал в те времена одну и ту же сценку в детской аудитории: начало сборника мультфильмов, все глаза устремлены на телеэкран. Начинается мультик, всеобщее разочарование и возгласы: «У-у-у... кукольный!».
Характерный отрывок из текста Евгения Гришковца: «А раньше, давно, ты бегаешь, бегаешь целый день по двору, орёшь, хохочешь... А потом папа зовёт, то есть кричит в форточку: «Женя..а..а.., мультфильмы!» И ты бежишь домой, жадно пьёшь воду из-под крана, и садишься перед телевизором, и весь аж трясёшься… Потому что перед этим ты просмотрел программу на неделю, а там для тебя мало чего приготовили, но ты все свои интересы подчеркнул карандашиком. А тут целых двадцать минут мультфильмов. И ты не можешь переждать, пока говорит диктор, потом дурацкую кинозарисовку с особой, такой особой музыкой... Ты предвкушаешь удовольствие, радость… Всем собой… подлинно… надеешься. А мультфильм кукольный… Такой мультфильм… Но… Ты сильно не расстроился, досмотрел до конца и… побежал опять бегать… Пусть те, кто делал этот мультфильм, тебя тоже не любят…»
Были, правда, редкие популярные среди детей кукольные мультфильмы вроде цикла «38 попугаев» (1976-1991), «Пластилиновой вороны» (1981), «Падал прошлогодний снег» (1983), но отрицательное отношение в духе «надоели... зачем они нас этим пичкают?» преобладало. Как-то в те времена я спрашивал у своих родственников: а зачем их вообще снимают, эти кукольные мультики, они что, не знают, что все дети их дружно ненавидят? Получил примерно такой ответ: «Среди артистов и постановщиков есть люди, которые буквально млеют, приходят в экстаз от самого процесса общения с куклами. И им абсолютно безразлично, что детям это не нравится, они в это просто не верят».
Рисунок Ю. Ганфа (фрагмент). 1946 год. Картина художника Кистякина «Нелётная погода». Очевидно, иронический намёк на «Чёрный квадрат» Казимира Малевича
Мне кажется, эта ситуация неплохо помогает понять, почему вообще потребовался поворот в искусстве середины 30-х годов. Ведь неприятие детской аудиторией кукольных мультиков в 70-е годы никак не влияло (в тот именно момент) на устойчивость социализма. Не от детей она зависела. Но представим себе, что вся официальная культура и искусство 30-х годов вызывали бы у тогдашней (взрослой) массовой аудитории реакцию в духе разочарованного детского «У-у-у...». Не было бы ни «Чапаева», ни «Катюши», ни стихов Симонова, на «Фашист пролетел» Пластова... ничего.
Аркадий Пластов (1893—1972). Фашист пролетел. 1942. Картина одного из новых классиков советской живописи, работавших в жанре реализма. Первоначально картина называлась «Немец пролетел». Она экспонировалась на Тегеранской конференции 1943 года и произвела большое впечатление на участников «большой тройки». Как и на советских зрителей...
А были бы вместо всего этого (весьма высоко ценимые лично мной) Филонов, Лентулов, Малевич и Эль Лисицкий. И их единомышленники в иных областях искусства и литературы. Повлияло бы это на выживаемость СССР и социализма в приближавшейся войне?.. Вопрос, пожалуй, риторический.
А в 70-е годы СССР, видимо, уже мог позволить себе такую роскошь: выделять средства на съёмку мультфильмов, детям откровенно ненавистных и никому, по большому счёту, не нужных, кроме самих своих создателей. Да и взрослых фильмов, во время демонстрации которых зал стремительно пустел. Выигрышем (хотя и не сказать, чтобы особенно крупным) было то, что эти создатели не уходили сразу в «культурную оппозицию», отрицающую начисто социализм.
Итоги голосования, проводившегося несколько лет тому назад в сети по отношению к кукольным мультфильмам:
Рисунок К. Елисеева. 1948 год. «На выставке». Изображена западная выставка «формалистического искусства». «— По-моему, мистер, этих художников надо поддержать! Своим чистым искусством они прикрывают наши грязные дела!»
(Продолжение следует).
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
Journal information