Вот такие заборчики стали возводить после контрреволюции на постсоветском пространстве
Один уважаемый левый блогер с неделю назад предложил составить "позитивную программу" революционных преобразований. Правда, по-моему, такая программа для революции — вещь далеко не самая обязательная, можно в крайнем случае и без неё, но совсем-совсем нельзя без другого. :) В конце концов Маркс не без яда замечал, что заслугой парижских коммунаров являлось то, что они проводили в жизнь решения, не заимствованные ими из каких-нибудь предвзятых доктрин, а которые предписывались фактической необходимостью. Ленин одобрительно комментировал это замечание так: "Эти слова Маркса по отношению к коммунарам носили характер известной ядовитости, потому что в Коммуне преобладало два течения — бланкисты и прудонисты — и обоим течениям приходилось поступать вопреки тому, чему учила их доктрина. Но мы поступали согласно тому, чему учил нас марксизм. В то же время политическая деятельность Центрального Комитета в конкретных проявлениях всецело определялась абсолютными требованиями неотложной насущной потребности. Мы должны были сплошь и рядом идти ощупью. Этот факт сугубо подчеркнет всякий историк... Этот факт более всего бросается в глаза, когда мы пытаемся охватить одним взглядом пережитое".
Но всё же и программа будущих перемен бывает иногда полезна. Я этому блогеру написал: "Думаю, программу надо писать с учётом современных технологий, в интерактивном ключе. Примерно как Википедию. :) Ну, почти. А именно: на составителя или составителей выпадает задача точно и аккуратно составить список вопросов по очень обширному списку сторон жизни общества. Например: как следует решить вопрос с частной собственностью? Это, вероятно, один из самых основных вопросов. Но, вспоминая меры, которые проводили большевики в первый год, там может быть всё, что угодно, вопросы любой степени важности, вплоть до новой реформы орфографии (нужна ли она и в чём может/должна заключаться?) или списка праздничных нерабочих дней. Можно потом дополнять вновь всплывающими вопросами. И затем каждый имеет возможность давать свою формулировку ответа на каждый из вопросов. И по каждой формулировке рейтинг голосов. Примерно как лайки в комментах в ЖЖ. :) Ну, или если составитель выбирает свою формулировку, то она может быть на первом месте вне зависимости от рейтинга. Таким образом, в итоге получится как бы обширнейший список рецептов по каждому из самых разнообразных вопросов общественной и государственной жизни после революции, если она совершится. То есть когда и если революционеры поднимут упавшую на землю корону, и счёт времени у них пойдёт на минуты и секунды, им не надо будет в лихорадочной спешке с нуля изобретать рецепты преобразований в той или иной области жизни. Достаточно будет заглянуть в эту вашу программу и поинтересоваться, какие там рецепты уже имеются. Ага, вот этот рецепт получил наибольший рейтинг. Наверное, надо взять его за основу действий. А какие ещё были варианты? Полагаю, такая программа могла бы быть полезна в практическом плане. Ну, или хотя бы для выработки соответствующих навыков у участников обсуждения".
Это была присказка, а вот сказка. Подумал про одну сугубо конкретную тему: должны ли сохраниться заборы после революции? Вот что писал об этом историк Михаил Покровский: «После революции — ожидали мы — Россия станет Европой. Что же это значит? Те из нас, кто бывал в Европе, видели там вокруг богатых дач и парков высокие каменные стены, утыканные наверху острыми осколками стекла или не менее острыми гвоздями; где не было каменных стен, а простой лёгкий заборчик, на нем красовалась зловещая надпись: «здесь расставлены капканы для волков». Горе тому, кто перелезет через заборчик, нарушив «священное право собственности». ...Сострадание добрых людей возбудил бы тот, кто стал бы уверять, что по части упразднения заборов с гвоздями теперешние страны СССР, тогдашняя Россия, пойдут первыми. Ибо казалось истиной самой очевидной, что социализм может к нам прийти только после Западной Европы и Америки».
Конечно, в СССР и после революции сохранились заборы, в том числе и частные. Но их воспринимали как зло, как нечто постыдное и позорное, пережиток тёмного прошлого, и физически они были крайне понижены в высоте, сделаны полупрозрачными (из редких штакетин) и разоружены (убраны шипы, колючки и т.д.). Не то, чтобы высокие и колючие частные заборы прямо запрещали (может быть, где-то и запрещали, точно не знаю), но они были крайним моветоном, знаком отсталости. В подмосковном посёлке Жуковка, где находились дачи советских руководителей, никаких заборов между отдельными дачами не было, вообще. Причём не было их, по крайней мере, до середины 90-х годов, когда мне как-то довелось побывать в этом посёлке. Это было на первый взгляд непривычно, но, по логике жителей советских времён, только так и могло быть при коммунизме. После 1991 года (а на самом деле, конечно, и раньше, ещё в СССР, когда "хозяйское" собственническое мышление стало набирать силу) по всей стране полным ходом пошёл обратный процесс заборостроения.
Нельзя сказать, что в СССР «проблемы заборов» не было. Рисунок К. Елисеева. 1928 год. «Крепкая связь (на даче). — Зачем ты такой здоровый забор себе запузырил?! От масс отрываешься?! — Ну, что ты! Для наблюдения за массами у меня в заборе «глазок» есть».
Разумеется, революция, если это будет социальная революция, а не навальнистская фашистско-реакционная мерзость, должна будет повернуть этот процесс заборовозведения назад. Но до какой степени? Думаю, что в идеале никаких заборов на территории революции вообще не должно остаться. :) Ну, кроме необходимого ограждения территории разных ремонтных работ и прочих небезопасных мест. А на первых порах надо будет обложить заборовладельцев абсолютно драконовским налогом. Непрозрачный забор должен стоить дороже прозрачного, сквозь который всё видно. Шипы и колючка поднимают себестоимость ограждения в разы, как и каждые полметра высоты. Бесплатным с точки зрения налога на первых порах может быть абсолютно прозрачный низенький заборчик из редких штакетин высотой в один метр, и естественно, безо всяких угрожающих "наверший". Вот такое совсем ма-а-аленькое практическое предложение в "позитивную программу" революции (которая, по-моему, вся должна состоять из практических положений, больших и малых).
Анекдот в тему.
При капитализме наступила свобода, поэтому вокруг охранники, контролёры, консьержи, сторожевые и бойцовые псы, заборы, турникеты, рамки, пуленепробиваемые стёкла, домофоны, железные двери, кодовые замки и видеокамеры.
P.S. Скорее всего, кто-нибудь из здешних комментаторов из разряда антикомми попрекнёт меня в том, что, мол, частновладельческие заборы я охаял, а о государственных и не заикнулся. Но дело в том, что и число государственных заборов в эпоху контрреволюции в бывшем СССР резко выросло. И их уже довольно трудно отличить от частных, как по виду, так и по выполняемым функциям, главнейшая из которых — обдирание денег с граждан. И об этом я уже писал.
UPD от 16.04.2020. В комментариях к посту мне напомнили про песню ещё 1961 года Михаила Ножкина "Зачем человеку заборы?". Даже не уверен, что я слышал эту песню раньше, но если и слышал в какие-то стародавние времена, ещё в СССР, то не запомнил. Песня, между прочим, — яркий пример той критики слева, которой остро недоставало советскому обществу в 60-е и 70-е годы. То есть такая критика вроде бы и звучала... например, фильм Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966) — это вроде бы тоже критика слева, против "буржуя" Семицветова и его покровителей, но она очень скоро сбивалась на критику справа. Мне захотелось узнать, не высказывался ли автор песни по поводу СОВРЕМЕННЫХ, постсоветских заборов и что он про них думал, как и вообще по поводу реставрации капитализма. Поискал его интервью.
Оказалось, что он остался довольно последователен в своих взглядах, сейчас является сторонником КПРФ. В интервью в 2007 году он говорил: «Таких, как я, были единицы: Юра Визбор, Булат Окуджава. Очень острый был Галич. Но не выдержал, перемудрил и уехал. Потом, как мне рассказывали в Париже, хотел вернуться, но его там и убрали. Если бы Галич вернулся, то понял, что его просто-напросто купили и использовали. Как позже это сделали с Высоцким... Володя бегал от меня, потому что Ножкин был единственным человеком, кто его критиковал в лицо. «Куда тебя тянут эти «поеты» — Вознесенский с Евтушенко?» — говорил я ему. Именно они сделали из Высоцкого в общественном сознании этакого противника системы, чуть ли не мученика. А сами даже хоронить его не пришли. В 70-м году мне показали вырванную из журнала «Тайм» статью «Самые знаменитые диссиденты Советского Союза: Солженицын, Ножкин, Галич, Окуджава, Высоцкий». Но господа просчитались. С родным государством я не воевал никогда! «Бомбил» только мерзавцев и предателей».
В комментариях к посту мне напомнили про песню ещё 1961 года Михаила Ножкина "Зачем человеку заборы?".
Михаил Ножкин
Текст песни:
Обожаю я природу,
Бережёт она здоровье,
Регулярно, по субботам,
Удираю в Подмосковье.
Чтобы в речке искупаться,
Чтоб облазить лес и горы,
Только к ним не подобраться,
Ведь кругом одни заборы!
Кирпичные, здоровые
заборы трёхметровые,
Досчатые, брусчатые,
почти километровые,
И нет дороги и пути,
И ни проехать, ни пройти,
Из-за заборов, вот беда,
Природы не видать!
Зачем человеку заборы?
Заборы рождают споры,
Заборы мешают людям,
Когда ж мы о них забудем?..
Знаю я одну семейку,
Спекулянты и ворюги,
Как они, прожить сумей-ка,
Лучше всех живут в округе.
Три машины, дачи, клячи,
Пять работников впридачу,
И цепных овчарок свора
Возле мощного забора.
Стоит забор внушительный,
стоит стеной могучею,
А по забору проволока
ржавая, колючая.
А за забором жить легко,
Там хлещут «птичье молоко»,
Там современное жульё
Буржуями живёт!
Наш начальник дядя важный,
Он чиновник по рожденью,
По призванью хрен бумажный,
И долдон по убежденью.
Он главнее нас, бесспорно,
И окладом много старше,
Восемнадцать телефонов,
И четыре секретарши!
Чинами да окладами
ужасно возгордился он,
Начальственным забором
от людей отгородился он,
Чиновный «царь», чиновный «бог»,
А все, кто ниже чином, плох,
Из-за забора своего
Не видит никого!
Зачем человеку заборы…
Я влюбился, как мальчишка,
И впервые, и навеки,
Но её родные слишком
Уж смешные человеки.
Услыхав, что я рабочий,
Не видав меня ни разу,
Вдруг решили нашей дочке
Слесарь противопоказан!
У ней, мол, голубая кровь,
а у него, мол, красная,
Забором родословным
обнесли её, несчастную,
Как будто им наперекор
Нельзя махнуть через забор,
Как будто голубая кровь
Важнее, чем любовь?..
Зачем человеку заборы…
Человек, к примеру, помер,
На тот свет переселился,
А на этом свете номер
Над могилой появился.
Крест воздвигли многотонный
Но ещё чего-то надо,
И железной, и бетонной
Обнесли его оградой!
Ограда не нужна ему,
ему рукой до рая,
Но родственнички прыткие
калитку запирают.
Он за решёткою лежит,
А ведь и так не убежит,
Опять вокруг него забор
Выходит, зря помер?!..
Зачем человеку заборы?
Заборы рождают споры,
Заборы мешают людям,
Когда ж мы ломать их будем?!..
Journal information