Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ХХ век под пером Кукрыниксов


Фёдор Решетников (1906—1988). Кукрыниксы. Дружеский шарж. Ох, чем-то явно недружественным они с этим фашистским чучелом занимаются...

17 апреля 2000 года не стало последнего из советского творческого коллектива художников Кукрыниксы (не путать с одноимённой рок-группой, которая, собственно, просто прикарманила это звучное название). Словечко было составлено из имён Михаила Куприянова (1903—1991), Порфирия Крылова (1902—1990) и Николая Соколова (1903—2000). Негласный лидер группы Николай Соколов прожил долгие 97 лет и ушёл последним. Ему выпала, пожалуй, не самая радостная судьба наблюдать на склоне лет крушение того мира, который они и сами помогали строить.

Так Кукрыниксов увидел их коллега:


Павел Корин (1892—1967). Портрет художников Кукрыниксов. 1957. (Слева направо — Крылов, Соколов, Куприянов)

А вот как выглядел ХХ век под пером Кукрыниксов.

1. Дореволюционная эпоха и её деятели:


Николай II. 1955


П.А. Столыпин. 1955


С.Ю. Витте. 1955


П.Н. Дурново. 1955


Д.Ф. Трепов. 1955



Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко. 1935


«Кто и кого выбирал в Государственную думу». 1937


Утро офицера царской армии. 1938

Пришёл Февраль 1917 года, и на смену этим пугалам старого режима пришли чучела новые...

2. Февральская эпоха и её вожди:


Керенщина. 1930


Война до победного конца. 1936. Карикатура на Временное правительство, хорошо узнаются Керенский, Милюков, первый глава правительства князь Львов


Бубликов и Церетели. 1937


Чхеидзе. 1953


Карикатура из серии «Враги революции». 1957. «П.Н. Милюков».
Стихи Эмиля Кроткого:
Он много истратил душевного пыла,
На то, чтоб на трон протащить Михаила.
Но царской короны не спас потому,
Что вовремя дали по шапке ему.



Костлявая рука голода. 1917. 1936

«Костлявой рукой голода» революции и большевикам грозил в 1917 году известный миллионер Рябушинский.


Корниловцы. 1930—1939


Керенский. 1957
Стихи Эмиля Кроткого:
А.Ф. Керенский
Фразёр. Ораторствовал всласть.
Актёр. Играл напропалую.
Хотел в историю попасть,
Попал в историю. В плохую!


Но этим чучелам финал приходит ещё быстрее старых.


Залп «Авроры». Зимний дворец. 1961—1962


Последний выход Керенского. 1957—1958


Бегство фабриканта. 1936

3. Гражданская война и белые генералы:


Колчак


Юденич


Краснов


Деникин


Деникин


Врангель


Шкуро


4. Предвоенная эпоха:

В предвоенную эпоху главным мировым противником СССР постепенно становился набирающий силу фашизм, сперва в Италии, потом и в Германии.


Божество мирового фашизма. 1936


Цивилизация в Абиссинии. 1937

Войну против Абиссинии (Эфиопии) вела в 1930-е годы фашистская Италия. Это стало одной из первых
«проб зубов» военных сил фашизма. На знамени изображена древнеримская фасция (ликторский пучок), которая и дала название фашизму.


Муссолини. 1965


Муссолини. 1943


Проект памятника Муссолини. 1943


Политика поджатого хвоста. (Фашистское пугало). 1937


Наглядный урок истории. Кого бил великий русский народ. 1937

5. Военные годы:

1940-е годы — время военного столкновения СССР с фашистскими режимами, фактически со всей подчинённой ими континентальной Европой.

Любопытно сопоставление лидера Третьего рейха с последним российским монархом:


Карикатура к речи Сталина, изображающая Николая II и Гитлера как соратников. «Братья по крови». Ноябрь 1941


Генрих Гиммлер


Герман Геринг. 1943


Бандиты. 1942


Дамские моды в Германии. 1941


Провал молниеносной войны. 1940-е


«Фашистская унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла». 1942. Главком сухопутных войск фельдмаршал фон Браухич был отправлен в отставку 19 декабря 1941 года, сразу после «победы» вермахта под Москвой


Линия фронта выпрямилась. 1942


Сверх-хватальная мобилизация в Германии


«Кинематография... может предоставить в наше распоряжение значительные контингенты людей». Германское информационное бюро, 17 августа 1944 г.
— Господин офицер! Прибыл новый танковый экипаж. Что с ним делать?..
— Зачислите этих львов на «тигра»!»



Плакат военных лет со стихами Самуила Маршака


«Таня». 1942—1947


Бегство фашистов из Новгорода. 1944


«Мы уже столько потеряли в этой войне, что у нас почти ничего не осталось кроме нашей чести». «Мой фюрер, боюсь, что нам скоро негде будет хранить это честно награбленное имущество». 1945


Маннергейм

Но и фашистские монстры, как ни грозны они были, в битве с СССР проигрывали и неумолимо отправлялись в небытие.


Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии. 1945—1946


Обвинение. 1967


1945, декабрь

5. Послевоенная эпоха:

Война с фашизмом закончилась, на смену разбитым и казнённым фюрерам Третьего рейха пришли деятели эпохи холодной войны, лидеры стран НАТО.


Из серии «Враги мира». Хозяева. Сидят слева направо: Крупп, Ротшильд, леди Астор, Дюпон, Рокфеллер, Меллон, Форд, Гарриман.

Из серии «Дипломатомщики» (1958):








Карикатура в защиту памяти Авраама Линкольна


«Сердобольный колонизатор. — О, варвары! Бедную собачку обидели!» Приёмник сообщает: «Русские запустили спутник с собачкой». 1957 год


Плакат. 1970 год. «Ленин говорит. ...Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»


Плакат. 1970 год. «Ленин говорит. ...Вся история капитала есть история насилий и грабежа, крови и грязи. На каждом долларе — ком грязи от «доходных» военных поставок, обогащавших в каждой стране богачей и разорявших бедняков»



Но и в своей стране не всё безоблачно, конечно.


К вышестоящему — лакей, к нижестоящему — вельможа. 1975


Кабинетный экспонат. 1975

А это уже одна из последних карикатур Кукрыниксов, точнее, последнего участника группы Николая Соколова в 1992 году, его отклик на запрет КПСС и крушение социализма, а также всеобщее «переобувание в полёте» многих бывших советских деятелей.


Приспособленец вылупился... 1992

Такие дела...



****************************
***************************

Больше всего Кукрыниксы, конечно, прославились карикатурами. А из картин им лучше всего, по-моему, удавались те, где они изображали скорый конец тех или иных врагов.


Кукрыниксы. Конец. Последние часы в ставке Гитлера. 1947

Из воспоминаний Николая Соколова: «В мае 1945 года прилетаем в Берлин. Первое, что необходимо для работы над задуманным полотном, — скорее попасть в бункер. Узнав, что он находится глубоко под землей, под зданием рейхсканцелярии, и получив разрешение и сопровождающего, идём туда. С трудом карабкаясь по обломкам бывшей лестницы, спускаемся марш за маршем вниз. Когда-то туда ходил лифт. Он сломан. Добравшись до четвёртого этажа, натыкаемся на массивную стальную дверь с особыми запорами. Она открыта. Мы в бункере... Низкое сырое помещение захламлено обломками мебели и рам от картин, осколками разбитых бутылок, кусками штукатурки. На полу масса мокрых бумаг.



Неприятно пахнет какими-то лекарствами. Трудно дышать... Начинаем быстро работать... «Ку» (Куприянов) и «Кры» (Крылов) рисовали и писали общий вид бункера. Я сделал зарисовку толстенной двери. Представили, как тут «завоеватели» ждали своего конца».
Потом работа продолжилась в Москве. «В мастерской мы попытались воссоздать подобие бункера. Это стальная дверь, серые стены с криво висящими картинами, стол, кресла и прочее. Наладили боковое освещение, дававшее тени. Но основным был всё же центральный персонаж. Где взять человека, похожего на германского рейхсканцлера? Без натуры труднее писать. Это не карикатура.
И однажды в метро мы обратили внимание на пассажира, чем-то смахивающего на Адольфа, с такими же усиками. Он не был его копией, но мог бы пригодиться в работе. Познакомились, сказав, кто мы. Хотим, мол, сделать с него портрет. Для чего, сразу нельзя было сказать — отпугнёшь. Обещали заплатить. Согласился.
Пришли с «фюрером» в мастерскую. Осматривая её, «натура» вдруг задаёт вопрос:
— А кого вы с меня хотите нарисовать?
Обманывать нельзя. Признаёмся кого, но что он не похож на «него», а нужен «для цвета». И только.
— Что? Нет! Никаких денег не надо. Всего хорошего!
И ушёл. Растерянные, мы сидели молча... Что же делать? Выход один: «для цвета» позировать самим — друг другу. А сходство черпать из тех фотографий Гитлера, какими пользовались для карикатур всю войну. Я дома рисовал себя, глядя в зеркало, наклеив усики и делав прическу «а-ля Гитлер». Особенно стараюсь на своём лице изобразить ужас, вытаращив глаза и закинув назад голову. Рисунок «Кукрам» понравился. И я уже в мастерской в таком виде стал позировать им. Куприянов очень подошёл к двум генералам, особенно в мундире, взятом напрокат в Министерстве обороны, а Крылов изображал подвыпившего дремлющего эсэсовца на диване. Так и пришлось самим сыграть всю картину... Работали над картиной много и долго. Меняли позы персонажей, выражения лиц, воодушевлялись найденным, расстраивались при неудаче. И наконец картина окончена. Назвали коротко — "Конец"». Художники говорили: «Нам хотелось дать почувствовать, что в нашей картине незримо существует положительное начало, хотя оно и не изображено».
Картина произвела большое впечатление на современников. Когда она экспонировалась в Англии, то президент Королевской Академии искусств поцеловал за неё одному из художников руку (хоть тот и пытался уклониться от подобной чести). Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб говорил: «Картину «Конец» следует поднять в космос, чтобы весь мир видел, что будет с теми, кто попытается напасть на нашу страну».

Любопытно, что все три художника во время войны носили звание майоров. Но перед тем, как они отправились в Нюрнберг, им сказали, что в Германии с ними, майорами, не станут особенно считаться, и тут же выдали шинели с погонами полковников и документы о присвоении внеочередных званий.


Кукрыниксы в форме полковников Красной Армии с М.Е. Катуковым


Из воспоминаний Николая Соколова: «Эта фотография публикуется мной впервые. Снята она моим ближайшим другом Михаилом Куприяновым во время поездки во Францию. На ней изображена часть мастерской знаменитого французского художника Поля Сезанна в пригороде Экс-Прованс. На её фоне стоит Поль Сезанн... Нет, это его изображаю я — Николай Соколов, сделав себе из ваты бородку, усы и брови а-ля Поль Сезанн. После этой шутки друзья прозвали меня Коль Сезанн. Глядя на эту фотографию, я вспоминаю ту радость и волнение, с каким мы посетили мастерскую Великого художника. Все мы испытали тогда чувство, будто пришли в гости к живому художнику».

Ещё карикатуры:


Мейерхольд. Скульптурный шарж. 1935


Открытка. Дружеский шарж на В.Э. Мейерхольда. 1920-е

Tags: Даты, Искусство, История, Портреты контрреволюционеров, СССР, антифашизм, советская печать
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 56 comments

Posts from This Journal “Искусство” Tag