Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Марсельеза


Исидор Пильс (1813—1875). Руже де Лиль впервые исполняет «Марсельезу». 1849

В ночь с 25 на 26 апреля 1792 года Руже де Лиль (1760—1836) придумал текст и музыку знаменитой «Марсельезы» (первоначально называлась «Боевая песнь Рейнской армии»). Это произведение сохранило в веках имя молодого офицера, но он остался «гением одной ночи», второго такого шедевра создать ему уже никогда не удалось.
Вот начало произведения в переводе П.Г. Антокольского:
Вперёд, сыны отчизны милой!
Мгновенье славы настаёт.
К нам тирания чёрной силой
С кровавым знаменем идёт.
Вы слышите, уже в равнинах
Солдаты злобные ревут.
Они и к нам, и к нам придут,
Чтоб задушить детей невинных.
К оружью, граждане! Ровняй военный строй!
Вперёд, вперёд, чтоб вражья кровь была в земле сырой.

Песня в те времена оказывала очень сильное эмоциональное действие. В историю вошло донесение с одного из фронтов революционной Франции: «Пришлите тысячу солдат подкрепления или тысячу листовок «Марсельезы».

Несколько любопытных фактов из истории песни.
1. В эпохи Империи и Реставрации (1804—1830) «Марсельеза» была запрещена. А государственным гимном она вновь стала лишь в эпоху Третьей республики (1871—1940). Это, пожалуй, актуально для нашей эпохи, аналогичной французской Реставрации, когда революционные символы в бывшем СССР тоже запрещают, изгоняют или громят. Однако со временем они непременно возвращаются...


Огюст де Пинелли (1823—1878). Руже де Лиль сочиняет «Марсельезу»


Гюстав Доре (1832—1883). «Марсельеза»

А эта картина уже из эпохи 1880-х, когда «Марсельеза» вновь стала национальным гимном:


Жан Беро (1849—1935). Марсельеза. 1889

Какой контраст с изображением той же темы Гюставом Доре! Там — войско революции, здесь — солидная буржуазная публика. Вероятно, та же самая, которая в 1871 году рукоплескала расстрелу парижских коммунаров...

2. «Царь и «Марсельеза» несовместимы!». Так считал «железный канцлер» и отец-основатель Германской империи Отто фон Бисмарк. И... ошибся. Потому что 13 (25) июля 1891 года во время посещения Кронштадта французской эскадрой на борт флагмана «Marengo» поднялся русский царь Александр III и с обнажённой головой прослушал «Марсельезу».
Академик Евгений Тарле об этом писал: «Бисмарк... долго думал, что франко-русский союз абсолютно невозможен, потому что царь и «Марсельеза» непримиримы, и когда Александр III выслушал на кронштадтском рейде в 1891 году «Марсельезу» стоя и с обнаженной головой, то Бисмарк тогда только понял свою роковую ошибку, и его нисколько не утешило глубокомысленное разъяснение этого инцидента, последовавшее с российской стороны, — что царь имел в виду не слова, а лишь восхитительный мотив французского революционного гимна. Талейран никогда не допустил бы такой ошибки: он только справился бы вовремя и в точности о потребностях русского казначейства и о золотой наличности Французского банка и уже года за два до Кронштадта безошибочно предугадал бы, что царь без колебаний почувствует и одобрит музыкальную прелесть Марсельезы».
Ещё одно подтверждение той простой истины, что в политике «нет вечных друзей, нет вечных врагов, но есть постоянные интересы».


Император Александр III, опровергнувший мнение Бисмарка о том, что «Марсельеза» и русский царь несочетаемы между собой

3. После Февральской революции 1917 года «Марсельеза» стала российским национальным гимном!
Что порождало забавные инциденты: при встрече французских дипломатов оркестр два раза играл один и тот же гимн!
Мелодия была той же самой, но слова подразумевались совершенно другие, написанные народником Петром Лавровичем Лавровым (1823—1900):
Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдём к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдём,
С ним пошлём мы злодеям проклятья —
На борьбу мы его поведём.

Припев:
Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Вставай на врага, люд голодный!
Раздайся, клич мести народной!
Вперёд, вперёд, вперёд, вперёд, вперёд!

Богачи-кулаки жадной сворой
Расхищают тяжёлый твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры,
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали,
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб глумились они над тобой...




Когда в день прибытия Владимира Ильича Ленина в Петроград его товарищи запели «Марсельезу», Ленин прервал их. «Владимир Ильич сморщился, — вспоминала большевичка Елена Стасова, — и говорит: «Нет, не надо петь эту буржуазную песню, споёмте "Интернационал"»... Но это предложение обернулось для большевиков изрядным конфузом: выяснилось, что почти никто из них не знает слов. Владимир Ильич стал стыдить товарищей, которые умеют распевать чужую «Марсельезу», а собственного гимна не знают...
А вот характерная карикатура на эту тему из либерального журнала «Новый Сатирикон», который занимал в те дни всё более враждебную революции позицию.


Рисунок Бориса Антоновского (1892—1834). «Не ужилась. Марсельеза: — Что? Вылетать из таких ртов?.. Нет, нет, лучше скорее на родину — во Францию...»

А это страничка из более поздней истории «Марсельезы». Рисунок Бориса Ефимова 1941 года:


«К оружию, граждане! Скульптурная группа «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.
Гитлеровский наместник. Это что? Антигерманская демонстрация?
Петэн. Не извольте беспокоиться. Мы примем меры-с!»


Художник подразумевал вот эту скульптурную группу, которая неуютно выглядела во время нацистской оккупации Парижа:


Tags: Даты, Искусство, История, Литература, Россия, Франция, красные даты, революционеры, символика и геральдика
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Posts from This Journal “Искусство” Tag