
Первые пассажиры Московского метрополитена. Ими стали сами рабочие-метростроевцы. Фотография Ивана Шагина. 1935
15 мая 1935 года открылась первая линия московского метро. Она шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры», с ответвлением к «Смоленской». «Есть метро!» — лозунг тех дней. В 6:45 утра распахнулись двери тринадцати надземных вестибюлей тринадцати станций-дворцов. Многие пассажиры накануне едва ли не всю ночь терпеливо простояли у дверей станций, чтобы первыми войти в метрополитен.
Поначалу метро воспринимали больше как аттракцион, нежели как транспорт. Его доля в перевозке столичных пассажиров не превышала 2%. Вся длина подземной дороги составляла чуть более 11 километров...
Москвичи очень гордились своим новшеством. А вот как год спустя советское метро увидели из редакции знаменитого лондонского сатирического журнала «Панч».

«В час-пик в московском метро». Карикатура из британского журнала «Punch» от 15 июля 1936 года
Ну, вы сами догадываетесь, насколько все эти пляшущие вприсядку под гармошку бородатые мужики, крестьянские дети, барышни в кокошниках, куры на перроне, боярин в старинной шапке с высокой тульей, джентльмен в цилиндре... соответствуют реальности московского метро 1935 года. Все хороши, конечно: и бородатый машинист, и мужик в фуражке, защемлённый дверями вагона, и другой, молодецки оседлавший верхом вагонную крышу. Для полного совпадения не хватает, пожалуй, только лаптей, онучей, медведя с балалайкой, танцующего на задних лапах, и развесистой клюквы на перроне. :)
А из новой реальности на картинке — только сам поезд и прилепленная к его боку коммунистическая символика, серп и молот.
Но, видимо, так, по старинке, представляли себе СССР в столице Британской империи, доживавшей свои последние десятилетия...
А вот как изображали строителей московского метро отечественные художники.

Евгений Лансере (1875—1946). Проходка шахты метро. 1935
Работая над эскизами картины, художник даже спускался в шахту к строителям метро. На майоликовом панно выделяются две фигуры — девушки и юноши с вагонеткой. Предполагают, что это девушка Васька и влюблённый в неё Илюша Солнышкин — персонажи популярной в 1930-е годы пьесы Алексея Арбузова.
Никита Хрущёв позднее говорил: «Когда решался вопрос об этом [строительстве метро], мы очень слабо представляли себе, что это за строительство, были довольно наивны и смотрели на это как на нечто чуть ли не сверхъестественное. Сейчас гораздо проще смотрят на полёты в космос, чем мы тогда — на строительство в Москве метрополитена».
А Лазарь Каганович, возглавлявший строительство метро (оно было первоначально названо в его честь, но лишилось этого имени в 1950-е годы), в своей речи на открытии первой линии говорил:
«Московский метрополитен есть один из участков той великой войны, какую мы ведём уже десятки лет, особенно в последние годы. Мы воюем за новое человеческое общество, за новые права человека, за труд, созидающий не только новые прекрасные вещи, но и нового человека… Метро — воплощение нашего ближайшего будущего». «Победа метрополитена – победа социализма. Там в каждом куске мрамора, в каждом куске металла и бетона сквозит новая душа человека, наш социалистический труд, там наша кровь, наша любовь, наша борьба за нового человека, за социалистическое общество».

Лазарь Каганович. 1938
Строительство метро романтизировалось, рассматривалось как подвиг. Из рассказа метростроевки Ольги (Лёли) Фроловой из книги «Как мы строили метро» (1935): «Жили в общежитии. Питались вместе, не считая, кто сколько заработал, и вещи приобретались сообща. В нашей комнате было двенадцать девушек. Купим одно платье на всех и носим по очереди. Радость вместе, печаль вместе, и задача у всех одна — пройти как можно больше сантиметров за смену».

1934. Константин Ротов (1902—1959). «Кто эта красивая москвичка, которая будет через полгода спускаться в станцию метро?
— Это та же, которая спускается в её шахты».
О метро Москва говорила уже в 1920-е годы.

1924. Рисунок Никса. «Москва волнуется. «Разведку почвы для метрополитена производит акционерное общество Водоканал».
— Метрополитен — это что же? В роде митрополита, или выше?
— Ниже, батюшка. Он подземный».
Это ещё, заметим, 1924 год!

Густав Клуцис (1895—1938). «Вся Москва строит метро». 1934

В.И. Семёнов. Метро «Красные ворота». Конец 1930-х годов. 1978

1934. Лев Бродаты (1889—1954).
«Старые слова и новый смысл.
— Где ты вчера был?
— Под Москвой.
— На дачу ездил?
— Нет, метрополитен осматривал».

1935. Михаил Храпковский (1905—1959). «Современник метро. — Поживёшь с моё, ещё и не то увидишь!».

1935. Бронислав Малаховский (1902—1937). «После эскалатора в метро. — Что за безобразие! Десять минут стою на ступеньке и всё ещё внизу».

1936. Михаил Храпковский. «Понять — простить. — Бедный дядя! Он, наверное, ещё не ездил в метро!..»

1939. Давид Дубинский (1920—1960). «На экскурсии в бывшем дворце. — Маша, смотри, здесь почти как в метро»
В годы Великой Отечественной войны станции метро служили бомбоубежищами. В ноябре 1941 года, в годовщину Октября, на станции метро «Маяковская» выступал с речью И.В. Сталин.

Ираклий Тоидзе (1902—1985). Выступление И.В. Сталина на торжественном собрании, посвящённом XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 1947

1945. Аминадав Каневский (1898—1976). «Работник метро.
— За что у тебя ордена, земляк?
— За метро. Один — за московское, другой — за берлинское».
В 1952 году длина линий московского метро возросла на 7 км: добавились станции Кольцевой линии: «Комсомольская», «Ботанический сад» («Проспект Мира»), «Новослободская» и «Белорусская».

1952. Иван Семёнов (1906—1982). Рисунок к открытию станции метро «Комсомольская». «Кому — что.
— Ничего хорошего в этой новой станции метро я не вижу... для газет мистера Херста!»
Это современный вид «Комсомольской», открывшейся 30 января 1952 года:

1979 год. Художники Евгений Гуров (1924—1995) и Юрий Черепанов (1922—2016) в альбоме карикатур «Москва (вчера, сегодня, завтра)» решили изобразить всю историю Москвы, её прошлое, настоящее и будущее. Открытие метро в 1935 году изображено так:

«В 1935 году многочисленное племя извозчиков было обеспокоено: пассажиры как сквозь землю провалились».
Леонид Утесов спел «Песенку последнего извозчика» (на стихи Ярослава Родионова):
Я ковал тебя отборными подковами,
Я пролётку чистым лаком покрывал.
Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.
Ну и как же это только получается?
Всё-то в жизни перепуталось хитро:
Чтоб запрячь тебя, я утром направляюся
От «Сокольников» до «Парка» на метро.
Песня Леонида Утёсова от имени извозчика (взята из советского мультфильма 1982 года «Старая пластинка», с 10:00):
Journal information