Памятник главнокомандующему рабовладельческих штатов в Гражданской войне генералу Ли в данный момент. Ричмонд, штат Вирджиния. Объявлено, что в июле памятник снесут
Возможно, меня забросают кирпичами кондовые материалисты, но вынужден признать: памятники воюют между собой. Памятник Ленину не может долго стоять на одной улице со статуей Бандеры, Колчака или Краснова: либо один, либо другой падёт. В годы перестройки многим наивным простакам казалось: а что, пусть на одной улице стоит памятник революционеру или декабристу, а на соседней — какому-нибудь упёртому монархисту типа Серафима Саровского, который, по преданию, танцевал от радости, узнав о повешении декабристов. Всем места хватит! И пусть каждый почитает своих кумиров, «пусть соперничают сто школ, пусть расцветают сто цветов».
Но история показала, что это утопия, что призыв кота Леопольда «ребята, давайте жить дружно!» тут не работает. Стоило на Украине начать ставить памятники Бандерам и Петлюрам — и вскоре под снос пошли тысячи революционных и советских памятников. Сейчас в России люди стали жёстко пресекать попытки установить новые памятники Колчакам и Маннергеймам, потому что поняли, что если такие памятники расплодятся, то завтра сокрушат все привычные им символы революции, а вместе с этим и их социальное положение ухудшится, как это и произошло на Украине. И они совершенно правы.
Такая война памятников идёт и в Америке. Только у нас она идёт по линии Маннергейм-Колчак-Краснов-Войков-Тутаев,
Сброшенный в ходе протестов памятник сенатору Эдварду Кармаку, известному расистскими взглядами
В Нэшвилле, штат Теннесси, 30 мая была снесена статуя Эдварда Кармака, сенатора штата с 1901 по 1907 год, юриста и издателя, известного своими расистскими взглядами...
31 мая в Бирмингеме, штат Алабама, была сброшена на землю статуя Чарльза Линна, основателя города и офицера армии южан-рабовладельцев.
Снос памятника конфедерату Чарльзу Линну в Бирмингеме
1 июня была сброшена на землю статуя бывшего главнокомандующего рабовладельческих штатов в Гражданской войне генерала Роберта Ли в городе Монтгомери в Алабаме — она располагалась напротив школы его имени. Как сообщает USA Today, статуя рухнула под одобрительные крики небольшой толпы «Эй, эй, прощай!», а проезжавшие мимо автомобили радостно гудели.
Пока ещё стоит на своём месте памятник генералу Ли в Ричмонде, штат Вирджиния, запечатлённый на заглавной фотографии поста, но губернатор штата уже объявил о решении его снести. Любопытно, что это решение одобрил потомок главнокомандующего, полный тёзка своего предка, Роберт Ли IV. Он заявил, выступая у памятника: «Я ношу имя человека, на чьей статуе мы сейчас стоим и чью статую мы решили снести». По его словам, решение о сносе принял не только губернатор штата, но и все жители Вирджинии. Он выразил признательность всем принимавшим решение о сносе памятника его предку, выразив надежду, что это поспособствует примирению и завершению беспорядков в стране.
«Мы здесь, чтобы делать историю, чтобы она не ожила»
В этой войне памятников можно быть на одной стороне или на другой. Можно всхлипывать по поводу утраты «ценных исторических артефактов». Кстати, Бастилия тоже была ценнейшим историческим артефактом. А можно вспомнить Ильфа и Петрова:
«— Какой чудный туземный базарчик! Багдад!
— Семнадцатого числа начнём сносить, — сказал молодой человек, — здесь будет больница и коопцентр.
— И вам не жалко этой экзотики? Ведь Багдад!
— Очень красиво! — вздохнул Корейко.
Молодой человек рассердился:
— Это для вас красиво, для приезжих, а нам тут жить приходится».
Нам, приезжим, возможно, красиво любоваться на конфедератскую экзотику, памятники Великим Рабовладельцам и Расистам, а им там жить приходится.
Революция может стерпеть памятники великим мракобесам и ретроградам, когда она победила и изменила сам их контекст, как стихи Демьяна Бедного «Пугало» изменили восприятие «обормота на бегемоте» Паоло Трубецкого. Социализм может терпеть нацистские знамёна, когда они вначале с позором брошены к подножию Мавзолея, а потом, как трофеи, убраны в музей. Тогда они — действительно исторические артефакты. (Я сам с интересом рассматривал такие знамёна под стеклом в музее Советской Армии году в 1983-м, будучи школьником. Полагаю, они и сейчас там лежат, хотя музей давно переменил название...) Но пока до победы революции далеко, как до Луны пешком, памятники Колчакам, Красновым, Солженицыным и прочим Жертвам Коммунизма — это знамя торжествующей реакции. И отношение к ним может быть только соответствующее...
Journal information