Неизвестные запачкали красной краской и надели пакет с надписью «Я не могу дышать» на бюст короля Бельгии Леопольда II в Генте и подожгли статую этого монарха в Антверпене
Оказывается, мы живём в прекрасное время! Кто бы мог подумать. :) Но теперь я не удивлюсь, если об этих днях ещё лет 50 будут вспоминать с мечтательной ностальгической ноткой, как до сих пор вспоминают о «красном мае» 1968 года.
Катящаяся теперь по Европе волна «рабовладельцепада» добралась до короля нашего Леопольда II Бельгийского (1835–1909). Петицию за демонтаж всех памятников в честь этого короля до конца июня подписали 30 тыс. человек. В Генте бюст монарха испачкали красной краской, а в Антверпене подожгли. Леопольд считался к началу ХХ века едва ли не всей мировой общественностью одним из главных людоедов человечества. Марк Твен написал бичующий сатирический памфлет «Монолог короля Леопольда в защиту его владычества». Конан Дойль посвятил этому книгу «Преступления в Конго», причём называл эти преступления «величайшими, которые когда-либо знало человечество». Монарх прославился тем, что безо всякой войны, просто на основе устроенной им прибыльной соковыжималки под официальным девизом «Труд и прогресс!» умудрился уничтожить от 10 до 15 миллионов населения своего «личного владения» в Африке – Конго.
Всего несколько месяцев назад я с досадой писал: «Памятник этому королю до сего дня гордо высится в Арлоне, в центре Бельгии, вдобавок со следующей циничной надписью: «Я начал работу в Конго в интересах цивилизации и ради блага Бельгии». Это примерно как если бы где-то в Европе в наше время возвышалась статуя рейхсфюрера Гиммлера с надписью: «Я начал работу в Аушвице (Освенциме) в интересах арийской расы и ради блага Германии».
Но теперь с этим, похоже, будет покончено! Приятно, что удалось дожить до этого момента... :)
А чтобы понять, как человечество относилось к этому королю ещё при его жизни, приведу небольшой отрывок из фельетона Марка Твена. Король в фельетоне возмущённо говорит:
«Другой сумасшедший рвётся увековечить моё имя памятником из 15 миллионов черепов и скелетов и с пеной у рта хлопочет о своём невероятном проекте. Он уже всё рассчитал и вычертил в масштабе. Этот мой памятник-мавзолей, сооружённый из черепов, должен быть точной копией пирамиды Хеопса: площадь основания – 13 акров, высота – 451 фут.
Жертвы благотворной цивилизационной работы Его Величества – взрослые и дети с руками, отрезанными за невыработку норм по сбору каучука
Прижизненные карикатуры на Леопольда II
Меня этот маньяк намерен набальзамировать и установить на вершине пирамиды, в короне и королевской мантии, с "пиратским флагом" в одной руке и ножом мясника и наручниками – в другой. Пирамида должна быть воздвигнута в безлюдной местности, среди замшелых, заросших сорняком развалин сожжённых деревень, где в унылый вой ветра вплетаются стоны мертвецов, замученных голодом и пытками. От пирамиды будут отходить радиально 40 широких подъездных аллей, каждая длиной в 35 миль, обсаженных обезглавленными скелетами на расстоянии полутора ярдов друг от друга. Все скелеты, по плану, скованы между собой цепями, а цепи крепятся к запястьям при помощи старого испытанного средства – железных наручников, на которых красуется моя торговая марка: нож мясника, положенный поперек креста, и девиз: "Сим богатею". На каждой стороне аллеи 200 000 скелетов, то есть всего 400000. Автор проекта не без удовольствия отмечает, что, если вытянуть все 15 миллионов скелетов в одну линию, они займут 3000-4000 миль, что равно расстоянию от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Бодрым тоном директора железнодорожной компании, сообщающего о блестящих перспективах строительства новых путей, он приводит такие данные: работая на полную мощность, я даю ежегодно 500 000 покойников, а значит, если мне будет отпущено ещё 10 лет жизни, я обеспечу нужное количество черепов, чтобы добавить к пирамиде ещё 175 футов, превратив её в самое высокое архитектурное сооружение на свете, и нужное количество скелетов, чтобы продолжить трансконтинентальную линию (на сваях) на тысячу миль от берега в Тихий океан. Этот идиот подсчитал, сколько будет стоить добыча материалов из моих «широко разбросанных по стране неофициальных кладбищ» и перевозка их на место, а также само строительство пирамиды и величественных аллей: это обойдётся в миллионы гиней; и знаете, что нашему психопату взбрело на ум? Чтобы я всё это финансировал!.. !!.. !! (Несколько раз пылко целует крест.)»
Арестованная девушка. Бельгийское Конго. 1908
Бельгийское Конго. 1955. До самого конца бельгийского владычества отношение к туземцам, как к забавным зверюшкам, сохранялось
«Где мои верные наибы, магараджи, мои абреки, мои кунаки, мои слоны??!..»
Journal information