«Ешьте богатых!» — гласит плакат, который совместно несут белые и чёрные участники протестов в США
Американский социалист Грег Баттерфилд доступным языком объясняет разницу между Евромайданом и нынешними флойд-протестами в США. «Я бы скорее сравнивал американские протесты с народным сопротивлением на Донбассе после Майдана», — замечает он. Его разъяснения тем более ценны, что он не только сам — участник протестов в Нью-Йорке, но и активно боролся против Евромайдана, посещал республики Донбасса. Внесён на Украине в список сайта «Миротворец» как человек, «угрожающий национальной безопасности».
— Как протесты связаны с президентской кампанией в США и соперничеством республиканцев и демократов? Считаете ли вы, что протесты или грабежи организованы кем-то?
— Я категорически отвергаю идею о том, что протесты и восстания в Миннеаполисе были кем-то организованы. Я знаю, что в странах бывшего Советского Союза и Восточной Европы наблюдается определённый цинизм в отношении массовых акций протеста после всех тех «цветных революций», инспирированных там США и ЕС за последние 20 лет. Но я могу заверить вас, что это подлинное выражение ярости — следствие длительного угнетения и эксплуатации определённых слоев рабочего класса США, а именно чёрных американцев.
Восстание застало врасплох как республиканцев, так и демократов, все слои правящего класса и политические круги США. И сознание тех, кто участвует в акциях протеста, сейчас намного более развито, чем, например, на начальном этапе движения Black Lives Matter 5-6 лет назад. Пройдя через опыт мирных протестов, которые не смогли внести существенных изменений, пережив негативный опыт, связанный с кампанией Берни Сандерса, которому истеблишмент демократов не позволил стать кандидатом на президентских выборах, молодые люди сейчас как никогда понимают, что оба крыла капиталистического истеблишмента являются их врагами.
Большинство крупных городов, в которых происходят наиболее массовые акции протеста и где происходят самые жёсткие полицейские репрессии, управляются демократами. Конечно, они хотели бы использовать непопулярность Трампа в своих избирательных целях. Но они так же напуганы этим воинствующим движением представителей всех рас, как и Трамп.
— Мы знаем, что вы поддерживали украинских антифашистов, организовывали протесты в США против ультраправого террора в Украине, поддерживали украинских политзаключённых, посещали республики Донбасса. Вы даже были включены в список «врагов» Украины на пресловутом сайте «Миротворец». Таким образом, вы можете сравнить ситуацию в США и Украине. Не могли бы вы сказать, прослеживаете ли вы какие-либо общие черты между украинским Майданом в 2014 году и нынешними протестами в США?
— Я не думаю, что они вообще как-то похожи. Классовая основа совершенно другая. В протестах на Майдане доминировала украинская мелкая буржуазия, которая выполняла работу для крупных олигархов и западных империалистов, целью которых была распродажа ресурсов страны и возможность сделать Украину базой для операций НАТО.
Движение же, которое вспыхнуло в Миннеаполисе на прошлой неделе, основано на требовании угнетённых народов и рабочего класса положить конец расистскому террору со стороны капиталистического государства и прекратить тратить триллионы долларов налогоплательщиков на милитаризацию полиции (оснащение полиции оружием армейского уровня). Люди требуют вместо этого инвестировать эти средства в создание жизнеспособной государственной системы здравоохранения, строительство доступного жилья, школ и так далее.
Я бы скорее сравнивал американские протесты с народным сопротивлением на Донбассе после Майдана. Так же, как украинский правящий класс развязал репрессии и натравил фашистские банды против русских, цыган, вьетнамцев и других национальных меньшинств Украины, правящий класс США натравил расистскую полицию и банды белых расистов на чернокожих и представителей других национальных меньшинств. Как и жители Донбасса, которые, как могли, противостояли атакам правительственных войск и нацистских банд, жители Миннеаполиса и США в целом сопротивляются и противостоят атакам полиции и ультраправых банд.
— Кто чаще всего участвует в акциях протеста, какая социальная категория или класс?
— Одним из наиболее удивительных моментов является то, что это движение объединило угнетённых чернокожих рабочих с другими слоями рабочего класса, особенно с молодыми белыми рабочими, в масштабах, которые не наблюдались ранее в течение очень долгого времени. Это единство чёрных и белых против расизма — именно то, что действительно пугает класс капиталистов, вынуждая применять чрезмерные репрессии к участникам движения.
С момента своего основания в качестве британских колоний сотни лет назад, США были построены на основании превосходства белых. Американские капиталисты сколотили свои огромные состояния прежде всего на краже земель коренных народов, геноциде индейцев, а также труде африканских рабов. И это наследие до сих пор висит над США и проявляется здесь в отношении чернокожих и других угнетённых национальностей.
Американские капиталисты мастерски научились разделять и подавлять рабочий класс. Разделение рабочих на основе расовой принадлежности является основой их правления. Сейчас же буквально за несколько дней этот фундамент начал рушиться. Нечто такое же наблюдалось в США в ходе грандиозных битв американских рабочих 1930-х годов, которые тогда вели коммунисты и социалисты. Подоплекой такого вновь возникшего чувства классовой солидарности являются последствия капиталистического кризиса, который ещё больше углубила пандемия коронавируса. С апреля 2020 года более 40 миллионов рабочих в США потеряли работу.
Конечно, нас не может не беспокоить вероятность усиления репрессий в ближайшие дни и недели. Но это новое боевое единство против расизма и полиции — очень обнадёживающий знак для нашей классовой борьбы в будущем.
— Каковы требования и желания людей помимо привлечения к ответственности полицейских-убийц в Миннеаполисе?
— Среди протестующих многие выступают против капиталистического государства и капитализма в целом. Распространённым требованием является ликвидация полиции и её замена силами самообороны, организованными общинами. В общинах чёрных, азиатов, латиноамериканцев, арабов, индейцев полицию обычно считают оккупационными силами, поэтому люди хотят, чтобы она ушла с их улиц.
Другим важным требованием движения является требование сокращение финансирования полицейских департаментов и тюремно-промышленного комплекса, а затем использование высвободившихся средств для создания системы общественного здравоохранения в США. Общины, пострадавшие от полицейского терроризма, также более всего пострадали и от пандемии коронавируса. Эти люди практически не имеют доступа к системе здравоохранения и зачастую не могут позволить себе даже предметы первой необходимости.
Источник:
https://ukraina.ru/interview/20200607/1027917769.html
Journal information