
Дмитрий Писарев
Русский революционный публицист Дмитрий Писарев (1840—1868) оставил знаменитый завет, который весьма актуально звучит в свете нынешней мировой волны разбивания памятников и исторических авторитетов:
"Если авторитет ложный, тогда сомнение разобьёт его, и прекрасно сделает; если же он необходим или полезен, тогда сомнение повертит его в руках, осмотрит со всех сторон и поставит на место. Словом, вот ultimatum нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть".
Любопытно, что Н.К. Крупская вспоминала, что В.И. Ленин "мне заявил, что сам зачитывался Писаревым, расхваливая смелость его мысли. В шушенском альбоме Владимира Ильича среди карточек любимых им революционных деятелей и писателей была фотография и Писарева".
Ещё более любопытны высказывания Ленина о процитированном завете Писарева в разговоре с меньшевиком Георгием Соломоном в декабре 1917 года. Правда, это, как говорится, "тенденциозный источник" — советский дипломат-невозвращенец, противник революции и большевиков. Что ж, каждый может судить сам, стоит ли верить его свидетельству, и в какой степени.
"Я обратил его внимание на то, что, насколько я успел заметить и понять, вся деятельность большевиков у власти пока что сводится к чисто негативной.
— Ведь пока что — не знаю, что будет дальше, — вы только уничтожаете... Все эти ваши реквизиции, конфискации есть не что иное, как уничтожение...
— Верно, совершенно верно, вы правы, — с заблестевшими как-то злорадно вдруг глазами живо подхватил Ленин. — Верно. Мы уничтожаем, но помните ли вы, что говорит Писарев, помните? "Ломай, бей всё, бей и разрушай! Что сломается, то всё хлам, не имеющий права на жизнь, что уцелеет, то благо..." Вот и мы, верные писаревским — а они истинно революционны заветам, ломаем и бьём всё... бьём и ломаем, ха-ха-ха, и вот результат, — всё разлетается вдребезги, ничто не остаётся, то есть всё оказывается хламом, державшимся только по инерции!.. Ха-ха-ха, и мы будем ломать и бить!..

Калифорния, июнь 2020. Сброшенный памятник Фрэнсису Скотту Ки (1779—1843), автору стихов государственного гимна США "Знамя, усыпанное звёздами"
Послушать государственный гимн США:

Калифорния, июнь 2020. Сброшенный памятник монаху Джанниперо Серра, религиозному отцу Калифорнии

Памятник Уинстону Черчиллю в Галифаксе, обклеенный антирасистскими стикерами
Когда он, по-видимому, несколько успокоился, я снова заговорил.
— Я не совсем понимаю вас, Владимир Ильич, — сказал я, — не понимаю какого-то, так явно бьющего в ваших словах угрюм-бурчеевского пафоса, какой-то апологии разрушения, уносящей нас за пределы писаревской проповеди, в которой было здоровое зерно... Впрочем, оставим это, оставим Писарева с его спорными проповедями, которые могут завести нас очень далеко. Оставим... Но вот что. Все мы, старые революционеры, никогда не проповедовали разрушения для разрушения и всегда стояли, особенно в марксистские времена, за уничтожение лишь того, что самой жизнью уже осуждено, что падает...
— А я считаю, что всё существующее уже отжило и сгнило! Да, господин мой хороший, сгнило и должно быть разрушено!.."
"Чем дальше мы загнем влево, — любил повторять Ленин, — тем ближе к нам пройдет равнодействующая".
Такие дела.

Journal information