На XXVIII съезде КПСС. Июль 1990 года. Что ж ему так весело-то?
30 лет назад, 2-13 июля 1990 года, в Москве проходил XXVIII и последний съезд Коммунистической партии Советского Союза. В его работе приняло участие 4683 делегата. Само открытие съезда началось с небольшого скандала: один из делегатов, взявший слово, предложил съезду немедленно отправить Михаила Горбачёва в отставку с поста Генсека. Увы, этого сделано не было. Более того, делегаты вновь избрали Горбачёва на его пост. За него голосовало 3411 делегатов, против — 1116, за альтернативную кандидатуру Т. Авалиани — 501 голос за, 4026 — против.
Тем самым партия подписала себе смертный приговор...
Так это выглядит из сегодняшнего дня. А как всё выглядело тогда? Переписал сатирическую заметку из оппозиционной демократической печати за июль 1990 года. Называется "1994-й год". Автор — Илья Линский. Что ж, посмотрим, как 1994 год выглядел из 1990-го и сбылись ли предвидения автора.
"Лысый следователь в военной форме закурил, полистал пухлую папку с надписью "Дело" и, наконец, обратился к сидящему рядом на стуле старому человеку в рубашке с кровоподтёками на лице:
— Товарищ Горбачёв. Вам предстоит предстать в качестве обвиняемого перед Коммунистическим трибуналом. Приговор вам вынесет сам Генеральный прокурор товарищ Нина Андреева. Итак, вы обвиняетесь в том, что, будучи генсеком, допустили ряд антисоциалистических извращений.
— Неправда!
— Молчи, контра! Итак, вы, Горбачёв, взяли курс на буржуазную демократию...
— Да? а спецназ? А закон от 8 апреля? А закон о митингах и демонстрациях? Да я в каждой речи упоминал о социализме и коммунизме. А как я защищал Ленина! Заслушались бы.
Следователь смущённо помолчал, полистал дело и продолжил:
— Вы обвиняетесь в том, что потворствовали мелкобуржуазному национализму...
— Враньё! По чьему указу подавлялись мятежи в Тбилиси, Баку, Ереване? Кто объявил экономическую блокаду националистической Литве? Кто приостановил выезд евреев в Израиль? В результате их много осталось в стране, и все они предстали перед Коммунистическим трибуналом, получив расплату за свои преступления перед русским народом! А вы...
— Горбачёв! Вы обвиняетесь в том, что допустили преследования истинных патриотов.
— А кто ввёл в Президентский Совет нынешнего Генерального писателя Распутина и нынешнего Генерального рабочего Ярина? А разве не послушные мне МВД и КГБ взлелеяли Генерального патриота Смирнова-Осташвили? А народный комиссар по делам национальностей Иван Куняев... Да я просто готовил кадры для Великой Октябрьской Коммунистической революции! И если сейчас народ счастлив и рад, если он живёт при коммунизме, то во многом это — моя заслуга!
— Коммунист Горбачёв! Встать! — заорал следователь.
Горбачёв мигом вскочил и вытянул руки по швам.
— Горбачёв! Партия и Великий вождь Полозков доверяют вам выступить в процессе, дабы нанести смертельный удар буржуазным пережиткам. Согласны ли вы?
— Да!
Следователь смягчился, подошёл к Горбачёву, потрепал его по плечу и ласково произнёс:
— Миша, я понимаю, что ты наш. Но партия говорит: "Надо!".
— Есть, — ответил Горбачёв."
Краткий итог. "Генеральный патриот" Константин Смирнов-Осташвили — погиб, отбывая лагерное заключение, в 1991 году.
"Великий вождь" Иван Полозков — жив, но совершенно позабыт.
"Генеральный прокурор" Нина Андреева — жива, но также незаметна на политической сцене...
"Генеральный прокурор" Нина Андреева. Не сбылось...
М.С. Горбачёв в качестве подследственного Коммунистического трибунала "с кровоподтёками на лице" — тоже не сбылось.
А вот что сбылось...
Journal information