
В комментариях возникла дискуссия по поводу фразы Айн Рэнд:
"— И что ты называешь свободой?
— Ни о чем не просить. Ни на что не надеяться. Ни от чего не зависеть".
С моей точки зрения, это очередной перепев излюбленной правыми всех мастей мысли, хорошо выраженной, в том числе, Адольфом нашим Алоизовичем: "Никого не любить — это величайший дар, делающий тебя непобедимым, т.к. никого не любя, ты лишаешься самой страшной боли".
Иначе говоря, свобода по-правому — это независимость человека от общества. Но проблема в том, что человек, "свободный от общества", как Робинзон на острове, оказывается игрушкой в руках других могущественных и неподвластных ему сил: природы, болезней, стихий и т.д. Какая же тут свобода? Тут как бы сразу ноги не протянуть. Да и вообще, существовать в таком режиме, даже при самых благоприятных условиях, человек может плохо, но недолго, так как быстро обращается в животное.
Как-то совладать со всеми этими факторами человек может только вместе с обществом, неотделимой частью которого является. По сути, вопрос сводится к тому, рассматриваем ли мы общество как инструмент несвободы (правый взгляд) или как инструмент расширения свободы (левый взгляд).
Journal information