
Андрей Лысенко. 9 января 1905 года. 1955. Так начинался народный суд над Романовыми. Картина неплохо иллюстрирует отрывок из воспоминаний участника гапоновского Собрания А.Е. Карелина: "Заранее было условлено, что после шествия мы все вместе сойдемся, кто уцелеет. Со страхом шли мы в отделы, а как пришли, убедились, что пришел конец и царю и богу, что нет для рабочих ни бога, ни царя. В отделах люди, не только молодые, а и верующие прежде старики, топтали портреты царя и иконы. И особенно топтали и плевали те, кто прежде в отделах заботился о том, чтобы пред иконами постоянно лампадки горели, масла в них подливали, лампадочники и те веру в царя и бога потеряли."
Пара слов по итогам очередных "царских дней" и "царских споров".
Был ли суд над Николаем II и Романовыми? Либералы и антикомми доказывают, что не было, что его, мол, казнили бессудно.
А по-моему, суд был. Судебный процесс над Николаем II и всей династией шёл непрерывно с 9 января 1905 года по 2 марта 1917 года. Вердикт выносил весь народ. И итоговый приговор в этом всенародном суде не подлежал никакому сомнению. Никакого более демократического суда и организовать-то в принципе было невозможно... Оставалось только привести приговор народа в исполнение, что и было сделано. Большевики, пожалуй, даже несколько смягчили этот народный приговор Романовым, отпустив в разгар красного террора в Финляндию великого князя Гавриила с супругой, до этого — сохранив жизнь царице Марии Фёдоровне (матери царя) и находившимся с ней Романовым.
"Восстание — вот суд над тираном; крушение его власти — его приговор; мера наказания — та, которую требует свобода народа. Народы судят не как судебные палаты: не приговоры выносят они. Они мечут молнию: они не осуждают королей, они вновь повергают их в небытие; и это правосудие стоит правосудия трибуналов. Если они восстают против своих угнетателей ради своего спасения, как можно требовать от них, чтобы они избрали такой способ наказания, который будет» связан для них с новой опасностью? [...] Вы говорите. что у нас республика, а Людовик продолжает жить!.. Как бы излишняя щепетильность не сделала нас преступниками. Проявляя излишнюю снисходительность по отношению к преступнику, как бы нам самим не оказаться на его месте". (М. Робеспьер, из речи в Конвенте 3 декабря 1792 года).
Journal information