Аркадий Рылов (1870—1939). Ленин в Разливе. 1934
В ночь с 9 на 10 июля (c 22 на 23 нового стиля) 1917 года В.И. Ленин, скрываясь от ареста, перебрался в Разлив под видом косца. «В шалаше, — писал Григорий Зиновьев, товарищ Ленина по этому последнему подполью, — мы сразу почувствовали себя спокойнее. Жизнь стала «налаживаться». Кругом версты на две ни одного человека... Усталый и измученный работой и передрягами, В.И. первую пару дней прямо наслаждался невольным отдыхом... Он делал прогулки, ходил купаться на Разлив, лежал на солнышке». По вечерам они пекли картошку в золе костра у шалаша.
О значении этого отдыха в своей жизни Ильич сказал как-то, уже подводя ей итог, в марте 1923 года, в последние часы, когда он ещё владел полноценной речью. «В марте 1923 года, — рассказывала Мария Ульянова, — за несколько часов до потери Ильичём речи мы сидели у его постели и перебирали минувшее. «В 1917 году, — говорит Ильич, — я отдохнул в шалаше у Сестрорецка благодаря белогвардейским прапорщикам; в 1918 году — по милости выстрела Каплан. А вот потом — случая такого не было...» В общем, выходило, что невольными благодетелями Ильича, давшими ему остро необходимую передышку, дважды оказались его несостоявшиеся убийцы, а вот товарищи Ленина, не обеспечившие ему должный отдых позднее, наоборот, выступили его невольными убийцами...
Андрей Полюшенко (1911—1985). Ленин в Разливе. 1970
Но не всё в шалаше было так буколически-благополучно. Григорий Зиновьев: «Помню один момент (кажется, на пятый день нашего «отдыха» в шалаше), сильно взволновавший нас. Ранним утром мы вдруг слышим частую, всё усиливающуюся, всё приближающуюся стрельбу на совсем близком расстоянии (пара-другая вёрст от нашего шалаша). Это вызвало в нас уверенность, что мы выслежены и окружены. Выстрелы становились всё чаще и ближе. Решаем уйти из шалаша. Крадучись, мы вышли и стали ползком пробираться в мелкий кустарник. Мы отошли версты на две от нашего шалаша. Выстрелы продолжались. Дальше открывалась большая дорога, и идти было некуда. Помню слова В.И., сказанные не без волнения: «Ну, теперь, кажется, остаётся только суметь как следует умереть». Твёрдо запомнил эти слова Ильича...» Очевидно, самым лёгким способом смерти стало бы самоубийство, чтобы не попасть в руки врага. Но это было невозможно. «Оружия с собой у нас не было», — пояснял Зиновьев. «Однако стрельба скоро стала затихать, и через некоторое время мы с кучей предосторожностей стали возвращаться «домой» — в шалаш. Скоро дело разъяснилось». Отряд юнкеров разоружал рабочих соседнего Сестрорецкого оружейного завода...
Василий Корсаков (1917—1983). Ленин в Разливе. 1950. Федоскинская лаковая миниатюра
Михаил Чижов (1923–1986). Ленин в Разливе. 1968. Федоскинская лаковая миниатюра
«Первые дни В. И. не читал газет вовсе или прочитывал только политическую передовицу в «Речи»... Такое море лжи и клеветы не выливалось ни на одного человека в мире. О «шпионстве» Ленина, об его связи с германским генеральным штабом, о полученных им деньгах и т.п. печаталось в прозе, в стихах, в рисунках и т.д.
— Не надо портить себе нервы, — говорил Ильич. — Не стоит читать этих газет, пойдём лучше купаться.
Я не выдерживал и время от времени всё же заглядывал в приносившиеся нам газеты, затем рассказывал о содержавшемся в них фантастическом враньё Владимиру Ильичу. Он отвечал: чем больше вранья, чем гнуснее это вранье, тем хуже для них, тем меньше рабочие поверят клеветникам».
Известная публикация газеты «Живое слово», начавшей кампанию против Ленина
А вот некоторые из карикатур тех дней на Ильича:
Карикатура Виктора Дени (1893—1946), впоследствии известного советского художника, на Ленина, из журнала «Бич». Владимир Ильич изображён в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин... Тридцать сполна!» «Верная служба — честный счёт», — иронизировал художник...
«А ещё говорят, что «история — не повторяется!»
«Ленин за своей газетой. — Не в «Правде» правда, а в том, что все узнали, что я получил два миллиона от Вильгельма! Но это ещё не вся правда: удавлюсь, если всю узнают!»
Sinus. Журнал «Огонёк». Последняя речь Ленина своим русским поклонникам. Ленин: — Го-ло-во-тя-пы!.. Ха-ха-ха!..»
«Они «пересолили», — замечал Ленин позднее. — Миллионы экземпляров буржуазных газет, на все лады кричащие против большевиков, помогли втянуть массы в оценку большевизма...» «Они... заставили их думать, что если так травят большевиков, значит, это что-нибудь хорошее».
За головы обитателей шалаша объявили награду — по 100 тысяч рублей золотом за каждого. Говорили, что по их следам пущены лучшие полицейские силы, собаки-ищейки, включая знаменитого полицейского доберман-пинчера по кличке Треф... Про Трефа ходили легенды: будто бы количество преступников, пойманных благодаря этой чудо-ищейке, достигло полутора тысяч. И никому не удаётся замести следы и скрыться от её прославленного нюха... Если это так, то случилось другое чудо: Владимир Ильич оказался чуть ли не единственным, на чей след Трефу напасть так и не удалось.
Большевик Александр Шотман, посещавший Ленина в шалаше, передал ему мнение одного товарища: «Вот посмотрите, Ленин в сентябре будет премьер-министром!». Шотман повторил эти слова как забавный курьёз. Но Владимир Ильич спокойно ответил: «В этом ничего нет удивительного». «От такого ответа, — писал Шотман, — я, признаться, немного опешил и поглядел на него с изумлением». Но Ильич любил говорить нечто такое, что в первый момент шокировало слушателей и казалось им полной нелепостью. Через какое-то время они понимали, что это и было умение Ильича предвидеть будущее.
Ленин работал в Разливе в так называемом зелёном кабинете, который состоял из двух больших пней, один заменял стул, другой стол.
Зелёный кабинет Ленина в Разливе
Гавриил Точенов (1917—1985). Пни, на которых отдыхал и работал В.И. Ленин, скрываясь около озера Разлив. 1961. Федоскинская лаковая миниатюра
Николай Володин (1913—1986). Ленин в Разливе. На этой картине в «зелёный кабинет» добавлено ещё одно «кресло»
Памятник Ленину, работающему в «зелёном кабинете»
Ленин в Разливе. Скульптура. 1960—1970-е
Но Ленин оказался прав: его «зелёный кабинет» стал непосредственным предшественником кабинета главы правительства в Смольном.
Фидель Кастро осматривает шалаш и «рабочий кабинет» Ленина в Разливе. 1963 год
Михаил Соколов (1875—1953). Ленин в Разливе. 1947
...А встреча Владимира Ильича с полицейским доберманом Трефом всё-таки состоялась. В 1919 году знаменитая сыскная собака помогла вычислить бандитов, угнавших автомашину главы Советского правительства. После встречи Ленин сказал: «Собака умница, да и её хозяин не дурак, но политик. Это ужасно…»
Людмила Азарова (1919—2010). Ленин в Разливе. 1969. Скульптура настольная. Гжель
Ленин и Треф?.. Счастливая встреча?.. :)
Journal information