Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ПРЕДНОВОГОДНЕЕ (2). "ТОЛЬКО ТОТ, КТО ДРУГ ПОПОВ, ЁЛКУ ПРАЗДНОВАТЬ ГОТОВ!"

Начало темы:
ПРЕДНОВОГОДНЕЕ. ИЗ ИСТОРИИ ЁЛКИ
Воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. 1929 г. Москва, Бауманский район.
Воспитанники детских садов на антирелигиозной демонстрации. 1929 г. Москва, Бауманский район

В 1920-е годы судьба рождественской ёлки в РСФСР совершила очередной крутой поворот. Ещё недавно, в 1916 году, Святейший Синод призывал патриотов не ставить в домах ёлки, поскольку это неправославный, антипатриотический и "немецкий обычай". Октябрь 1917 года, для которого подобные доводы не имели силы, вернул ёлку детворе.
Заметим, что первое десятилетие после революции Рождество оставалось праздничным днём в официальном советском календаре, наряду с новыми, революционными красными датами, вроде Первомая и Дня Парижской Коммуны.
Однако примерно с 1922-1923 годов в печати снова стала звучать критика рождественских ёлок, теперь "слева", как "поповского и буржуазного пережитка". Украшать колючие деревца не запрещали, но всячески высмеивали эту традицию. Смоленский журнал "Долой богов!" писал в 1923 году: "С рождественскими ёлками бороться НЕ НАДО, но их обязательно надо использовать с антирелигиозной целью. Ёлку хорошо соединить с антирелигиозной выставкой... Среди вещей на выставке могут фигурировать, например: кожа, которой бог прикрыл наготу Адама; яблоко (гнилое) познания добра и зла; кусок соли из жены Лота, превращённой богом в соляной столб; ключ от царства небесного; перо из хвоста архангела Михаила".
Популярная детская частушка тех лет:
Комсомольцы, комсомолки
Мы обходимся без ёлки.
Во —
И боле ничего!

burz_elka_1

bezbojnik_1931
Заяц: "Катись, господи! Таким лесозаготовщикам, как ты, нынче крышка!"
(журнал "Безбожник у станка", № 22, 1931 год).


А вот более пространные "анти-ёлочные" стихи 1923 года (они тоже обращены к детям):
Вместо песен нынче — речи.
Стал для вас хлопушкой — Кольт.
Блекнут ёлочные свечи
Перед лампой в тыщу вольт.
Вы к иным привыкли звукам.
Вы иных взалкали грёз.
Не сродни октябрьским внукам
Старомодный Дед-Мороз.
Вы не кружитесь без толку
В темпе полек: раз и два...
Так — берите, братцы, ёлку
И рубите на дрова!
Чтоб, смеясь, испеплить в печке
В хвойном брызжущем жару
Звёзды, гроздья, блёстки, свечи —
Всю Христову мишуру!


Александр Моравов. Рождественская ёлка 1921
Александр Моравов. Рождественская ёлка. 1921

Елка в квартире Кондиайнов на улице Красных Зорь. 1923 год. Из архива семьи Кондиайнов
Ёлка в квартире Кондиайнов на улице Красных Зорь. 1923 год. Из архива семьи Кондиайнов

1926 год. Юная Ирина  Крюкова под рождественской ёлкой
1926 год. 6-летняя Ирина Крюкова под рождественской ёлкой

Юные члены коммуны Соцсоревнование готовят антирелигиозные лозунги к Пасхе. 1931 г. Чугуев, Харьковская область
Юные члены коммуны "Соцсоревнование" готовят антирелигиозные лозунги к Пасхе. Чугуев, Харьковская область. 1931 год

Ёлка приманка для простачков Карикатура 1930 года.
"Ёлка — приманка для простачков". (Из книги Н. Амосова. "Против рождественской ёлки". М., 1930. С. 24).
«Слежу за «рыбкой» жадно я.
Вот ёлочка нарядная,
Заместо червячка
Ещё даю конфеты я.
Авось приманкой этой
Поймаю простачка».


Что скрывается за дедом-морозом
«Что скрывается за дедом-морозом?» (Из книги Н. Амосова. "Против рождественской ёлки". М., 1930. С. 25)

anti-elka1
Красноармеец на советской границе преграждает путь деду Морозу. (Из книги Н. Амосова. "Против рождественской ёлки". М., 1930)

Карикатура из газеты Пролетарская правда за 25 декабря 1928 года
"Вон из нашего быта!". Карикатура из газеты "Пролетарская правда" (Киев) за 25 декабря 1928 года

Митинг детей против ёлки
Митинг детей против ёлки. 20-е годы

В 1931 году поэт-обэриут Александр Введенский опубликовал в детском журнале "Чиж" (№ 12) стихи со строками, превратившимися в лозунг — "Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов". Вот полный текст стихотворения:
Не позволим мы рубить
молодую ёлку,
не дадим леса губить,
вырубать без толку.
Только тот, кто друг попов
Ёлку праздновать готов.
Мы с тобой — враги попам.
Рождества не надо нам.


Советские поэты и художники-сатирики рубежа 20-30-х годов соревновались между собой в высмеивании отсталого обычая рождественской ёлки.
Демьян Бедный:
Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!


Поэт-футурист Семён Кирсанов в стихотворении "Рождество" ("Комсомольская правда", 25 декабря 1928) обратился к комсомольцам с призывом: "Праздновать рождество — значит праздновать рабство с невежеством!":
Ёлки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела — по зубам!
Грудь дыханьем распёрта
В беге лыжном живом —
Праздником Зимнего спорта
Эти дни назовём!
Шире дыханья и руки,
На молодых парусах
Мимо жалкого хрюка
Рождественских поросят!


Владимир Маяковский (1926):
Лучше
мысль о ёлках
навсегда оставь.
Ёлки пусть растут
за линией застав.
Купишь ёлку,
так и то
не ту, которая красива,
а оставшуюся
после вычески лесных массивов.
Что за радость?
Гадость!
Почему я с ёлками пристал?
Мой ответ
недолог:
нечего
из-за сомнительного рождества Христа
миллионы истреблять
рождённых ёлок.


А поэт-сатириконец Валентин Горянский, ставший эмигрантом, ещё в 1919 году написал пародию на подобные настроения, которую, однако, легко можно спутать с настоящей антиёлочной поэзией:
Скоро будет Рождество,
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто ёлочку срубил,
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!


Журнал «Огонёк» в конце 20-х годов возмущался: «До сих пор вместе с кружением вокруг дерева родители стараются привить детям ростки религии. Религиозные родители под видом «весёлой ёлки» навязывают детям «боженьку» и другие небылицы вроде «рождественского деда». Большой вред приносит культ ёлки лесам. Давно уже следовало бы положить предел и мистическому вредному поклонению ёлке, и порче лесов. Мы надеемся, что агитация Союза безбожников окончательно сломит бессмысленный обычай. Вместо того, чтобы ставить ёлку на крест, поставим крест на ёлку!».
А детский писатель Корней Чуковский в своём дневнике 25 декабря 1924 года между тем записывал: "Третьего дня шёл я с Муркой [так он называл свою дочь Марию] к Коле и был поражён — сколько ёлок! На каждом углу самых безлюдных улиц стоит воз, доверху набитый ёлками... Засыпали ёлками весь Ленинград. И я заметил, что покупаются ёлки главным образом маленькие, пролетарские, чтобы поставить на стол. Но "Красная газета" печатает: в этом году заметно, что рождественские предрассудки почти прекратились. На базарах почти не видно ёлок". Газета "Известия" писала в сочельник, 6 января 1930 года: "1930 лет гуляет по белу свету несуразная, нескладная рождественская сказка, состряпанная в угоду паразитам услужливыми лапами мракобесов на горе, на унижение угнетённых и обездоленных тружеников, на злое издевательство и надругательство над ними... Надеть ярмо рабочему на шею, ударить революцию крестом по голове — вот подлый классовый смысл рождественской легенды".
Артист Юрий Никулин вспоминал, что во времена его детства во многих школах висел плакат: "Не руби леса без толку, будет день угрюм и сер. Если ты пошёл на елку, значит, ты не пионер!". Ещё один из популярных "анти-рождественских" лозунгов начала 30-х годов гласил: "Не губите ёлок. Не празднуйте рождества!".
К концу 20-х годов сторонники рождественской елки окончательно "ушли в оппозицию" — рождество в 1927 году перестало быть официальным праздничным днём. В столице Моссовет запретил торговлю хвойными деревьями, за неё теперь полагался штраф или принудительные работы сроком на один месяц. Аналогичные решения были приняты советами и в других городах страны. Один из авторов киевской "Пролетарской правды" писал 24 декабря 1928 года: "Горсовет издал указ, запрещающий продавать в городе молодые сосны и ели. Шаг решительный, и его нужно поддержать всему сознательному обществу. Это байка, что дети, мол, больше всего любят ёлку. Я на своей дочери убедился, что ребёнок с большей охотой пойдёт, скажем, в оперу, чем будет скакать вокруг ёлки. Да и разве ж в одну только оперу можно повести ребёнка: у нас же теперь и кукольный театр, и зверинец, и, наконец, радио". В Ленинграде горсовет 16 декабря 1929 года издал постановление «О воспрещении торговли «ёлками», «берёзками» и т. п. в связи с религиозными обрядностями и обычаями». В нём говорилось: «Воспретить в черте города Ленинграда торговлю «ёлками» и «берёзками» и иными видами древесной растительности для использования в связи с религиозными обычаями и обрядностями».
Однако запреты запретами, но...
pered_rojdestvom
Как видно из печати тех лет, принятые решения не всегда соблюдались
Кроме того, многие горожане привозили ёлки из леса, наряжали их дома. В школах и детских садах в то же время никаких ёлок больше не устраивалось. С полок магазинов исчезли ёлочные игрушки, их стали заменять самоделками.
zontik
Самодельная ёлочная игрушка — зонтик, сделанная по образцу дореволюционных ёлочных украшений

Однако о том, что обычай ставить ёлки отчасти сохранялся даже в верхушке общества, мы можем судить, в частности, по сатирическому рисунку Е. Самсоновой, опубликованному в 1928 году. Он изображал рождественскую ёлку в доме ответственного работника. Один из гостей укоризненно спрашивал у хозяина:
— Как же так: при твоём положении — и вдруг... ёлка!
— Да, — невозмутимо отвечал тот, — но ведь она у меня с красными лампочками!
А в 1935 году судьба праздничной ёлки вновь круто переменилась — она открыто и победоносно вернулась в быт СССР. Уже не как рождественская, а как новогодняя. Но это, как говорится, совсем другая история...

doloi
На плакате 1924 года досталось и ёлке (рисунок в левом нижнем углу плаката)

statia_bass_1929
Р. Брасс. Статья «Долой Буржуазную ёлку». Журнал «Друг детей» №3, 1929 год
Tags: История, Новогоднее, аццкие большевики, клерикализм
Subscribe
promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments