Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

НОВОГОДНЕЕ (3). КАК ЁЛКА "ВСЁ ВИФЛЕЕМСКОЕ СНЯЛА С СЕБЯ И ВСЁ СОВЕТСКОЕ НАДЕЛА"

Итак, продолжим начатый ранее рассказ о приключениях рождественско-новогодней ёлки в СССР.
Начало темы:
1. ПРЕДНОВОГОДНЕЕ (1). ИЗ ИСТОРИИ ЁЛКИ
2. ПРЕДНОВОГОДНЕЕ (2). "ТОЛЬКО ТОТ, КТО ДРУГ ПОПОВ, ЁЛКУ ПРАЗДНОВАТЬ ГОТОВ!"

002elka
Обложка советского детского журнала "Чиж" за декабрь 1936 года

В конце 1935 года в истории советской ёлки произошёл новый крутой поворот. Как вспоминал Никита Хрущёв: "Не помню года и тем более месяца, но вот однажды позвонил мне Сталин и говорит: “Приезжайте в Кремль. Прибыли украинцы, поедете с ними по Москве, покажете город”... Вышли мы, сели в машину Сталина. Поместились все в одной. Ехали и разговаривали... Постышев поднял тогда вопрос: "Товарищ Сталин, вот была бы хорошая традиция и народу понравилась, а детям особенно принесла бы радость — рождественская ёлка. Мы это сейчас осуждаем. А не вернуть ли детям ёлку?”. Сталин поддержал его: "Возьмите на себя инициативу, выступите в печати с предложением вернуть детям ёлку, а мы поддержим". Так это и произошло. Постышев выступил в “Правде”, другие газеты подхватили идею".
Статья Павла Постышева появилась в "Правде" 28 декабря 1935 года. Она называлась: "Давайте организуем к новому году детям хорошую ёлку". Постышев писал: "В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как "левые", загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец... В школах, детских домах, во Дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка!.. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем весёлую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах".
Художник-карикатурист Борис Ефимов в том же 1935 году нарисовал шарж на Постышева, где он предстаёт в виде Деда Мороза:
001elka1936

А советские сатирики шутили, что теперь вместо букв "ИХ" ("Иисус Христос") ёлку следует украшать буквами "ПП", то есть "Павел Постышев". Статья была написана как чёткое руководство к действию, именно так её все и восприняли. Уже на следующий день в "Правде" появилось постановление ЦК комсомола, поддержавшее идею Постышева. Однако неожиданное возвращение ёлки застало воспитателей, учителей, культоргов врасплох. В сборнике "Ёлка", выпущенном под редакцией Е.А.Флериной и С.С.Базыкина в 1936 году, авторы признавались: "Ёлка явилась внезапно. Её никто не ждал, не готовился к ней. В магазинах не было ни ёлочных украшений, ни ёлочных игрушек — их не производили. В школах, детсадах, в семьях заволновались..." В тот же день, что и статья Постышева, в "Правде" была опубликована заметка "Продажа ёлок на рынках Москвы", в которой будничным тоном сообщалось, что на некоторых рынках Москвы идёт торговля ёлками. "Между рядами стройных зелёных деревьев, поставленных прямо в снег, снуют покупатели. Здесь жёны рабочих, служащих, инженеров, командиров Красной Армии. Здесь дети и подростки. Ёлки охотно раскупают. Приближается новый год, наступают школьные каникулы, и ёлка становится желанной гостьей в каждом доме, где есть дети". Всего за один час на Зацепском рынке Москвы раскупили 700 ёлок, на маленьком Тетеринском рынке — 400. Но так обстояло дело на небольших рынках. Газета укоризненно замечала, что директора крупнейших рынков столицы "считают почему-то продажу ёлок... нарушением каких-то никому не ведомых правил и "баловством"". Но если продажу ёлок ещё как-то можно было сравнительно быстро наладить, то оставался вопрос: чем их наряжать? Конечно, за оставшиеся считанные дни до праздника выдуть необходимое количество ёлочных украшений и обеспечить ими столицу и всю страну было невозможно. Однако людям помогала выдумка: как сообщила "Правда" 1 января 1936 года, московский гастроном №1 ГУМа за три дня до праздника распродал годовой запас грецких орехов! Их обмазывали клеем, заворачивали в блестящую золотую и серебряную бумагу и такими самодельными "шарами" украшали домашние ёлки. Москвичи раскупили в три предновогодних дня 7 тысяч тортов, 10 тысяч бутылок шампанского и 4 вагона кондитерских изделий.
017elka

Вернувшийся незадолго до этого в СССР Николай Устрялов (бывший деятель кадетской партии, потом участник правительства Колчака, а в 20-е годы — лидер сменовеховцев) писал 31 декабря 1935 года про случившуюся "бытовую радость" — возвращение ёлки. "Разрешена и даже рекомендована ёлка, и везде, повсюду — ёлочный энтузиазм, ёлочная вакханалия. В срочном, срочнейшем порядке мастерятся украшения, в "Детском мире" за ними густые очереди, в магазинных витринах сверкают отлично убранные ёлки, повсюду весёлые разговоры на соответствующие темы — прекрасно!"
Характерно, что восторги сменовеховца Устрялова по поводу ёлки зеркально отразил "Бюллетень оппозиции" его давнего непримиримого противника и оппонента Льва Троцкого. Лев Давидович в 1936 году решительно осудил "возрождение рождественской ёлки" в СССР, считая, что оно, среди прочих признаков, ярко показывает, "насколько глубоко успел прогнить правящий слой Советского Союза".

Постышев Павел Петрович. Второй справа, между Ворошиловым и Сталиным.
Слева направо: Л. М. Каганович, И. В. Сталин, П. П. Постышев, К. Е. Ворошилов

Между прочим, в мемуарах сына Постышева Леонида тот приводил такое любопытное соображение своего отца относительно ёлки: борясь с ней, как с "поповским предрассудком", хорошего, весёлого праздника для детей взамен рождественской ёлки так и не придумали. "Попы были умнее: они, несмотря на то, что ёлка — обряд языческий, не стали с ним бороться, а использовали в своих интересах".

003elka

004elka

005elka

006elkaДед Мороз дарит детишкам Курс истории ВКП(б
Конец 1930-х годов. Дед Мороз дарит детишкам подарок — томик "Курса истории ВКП(б)"

007elka_1938. Кремлевская елка — главная елка всего глобуса, поэтому никого вроде бы не должно удивлять появление на ней маленького негритенка.
1938 год. Главная московская ёлка — это и главная ёлка всей планеты, поэтому совсем не удивительно, а вполне закономерно появление на ней юного темнокожего гостя

008elka

009elka_1936. Сын летчика Бабушкина по радио поздравляет свою семью и всех родителей страны с Новым годом
Сын лётчика Бабушкина по радио поздравляет свою семью и всех родителей страны с Новым годом

010elka_1941. Колонный зал Дома  союзов
1941 год. Колонный зал Дома союзов

011elka_1941. Колонный зал Дома союзов
1941 год. Колонный зал Дома союзов

012elka_Дед Мороз с детьми на одной из новогодних елок. Москва, конец 1930-х гг. Автор Я. Берлин.
Дед Мороз с детьми на одной из новогодних елок. Москва, конец 1930-х гг. Автор Я. Берлин

013elka_Детский сад 1936 г.
1936 год. Детский сад

015elka_Новый год, 1935 или 1936
Новый год, 1935 или 1936 год

016elka

И вот при торжественном возвращении ёлки в СССР с ней произошли разительные метаморфозы, похожие на смену языческой традиции поклонения дереву на христианскую. Их суть точно передал Семён Кирсанов, — тот самый поэт-футурист, который в 1928 году сурово призывал:
Ёлки сухая розга
Маячит в глазищи нам,
По шапке деда Мороза,
Ангела — по зубам!..

В первый день 1941 года он, наоборот, восславил ёлку на страницах "Правды", заметив при этом:
И даже ёлка, блёстками слепя,
За время хвойной лапою задела,
Всё вифлеемское сняла с себя
И всё советское — надела.

Из рождественской ёлка преобразилась в новогоднюю: венчавшая её восьмиугольная Вифлеемская звезда сменилась пятиконечной алой, а Рождественский Дед окончательно превратился в светского Деда Мороза.
Навершия для ёлки
Навершия для ёлки в форме пятиконечной звезды

Революция произошла и в области ёлочной игрушки. Ангелочки, которых прежде вешали на ёлку, отошли в область преданий. Им на смену пришли новые революционные ёлочные украшения: среди них были не только алые звёзды-наконечники на верхушку дерева, но и слепленные вручную из ваты фигурки полярников, красноармейцев, милиционеров.
tri_igrushki
Фигурки полярника с медведем и красноармейцев. Красноармейцы ещё без погон — они вернулись в РККА лишь в 40-е годы

dve_igrushki
Стеклянная фигурка красноармейца и картонная фигурка комсомолки

Разноцветные шары с изображениями звёзд, серпов и молотов, стеклянные дирижабли — распространённый в те годы вид воздушного транспорта — с надписью "СССР", игрушечный крейсер "Аврора", фигурка Феликса Дзержинского... В 1937 году была выпущена серия шаров с изображением вождей революции. Отразилась в ёлочной игрушке и злободневная тема гражданской войны в Испании: в 1938 году был изготовлен стеклянный шар с двумя аэропланами, один из которых сбивал другой. С выходом фильма "Цирк" (1936) популярность приобрели игрушки на цирковые темы. Первыми выпуск ёлочных игрушек наладили производственные артели — сохранившийся со времён нэпа "частный сектор" советской промышленности.

dirijabl01
dirijabl02
dirijabl03
dirijabl04

schar01
schar02
schar03
schar04
schar05
schar06
1029911_original
1030831_original
f-1322612115
018elka

31 декабря 1935 года "Комсомольская правда" публиковала статью "Студенческий бал-маскарад": "Яркие ленты, плакаты, панно, карикатуры, маски, рисунки, вырезанные фигуры украшали коридоры, стены зала, колонны и каждый уголок институтского здания. Даже громкоговорители, непрерывно разносившие по институту звуки танцевальных мелодий, прятались под большими открытыми поющими масками... В зале шум. Это на огромном коне въехал Дон-Кихот Ламанчский со своим верным слугой Санчо Пансой. Но вдруг конь упал, и из него стали вылезать Коломбины, Арлекины, и опять всё закружилось, затанцевало и запело. Уже 2 часа ночи. Но это мало кого волнует — "Счастливыe часов не наблюдают", эту надпись на всех часах держит Амур, или она написана на огненно-красном сердце, подвешенном к часам"...
А через год после возвращения ёлки, 1 января 1937 года, в Москве в Колонном зале Дома Союзов была установлена 15-метровая ель и устроен праздник, на котором впервые гостей поприветствовал Дед Мороз, получивший тогда же свою верную спутницу-внучку — Снегурочку. Одновременно с этой ёлкой вновь зажглись новогодние ёлки по всему СССР...
В общем же, подводя итоги сказанному, отметим: борьба с ёлкой 1920-30-х годов не прошла даром. В 1935 году ёлка вернулась, что правые деятели типа Устрялова восприняли с радостью, а левые оппозиционеры, как Троцкий — с осуждением. Но это был уже праздник, сильно обновлённый революцией, мало похожий на старые рождественские ёлки.
Впрочем, чуть позднее, в 40-е годы, пришедшие в СССР войска "держав оси", как ни странно, нашли время озаботиться этим вопросом и даже попытались "всё советское снять с ёлки, а всё Вифлеемское — надеть" на неё обратно. Но это — уже совсем другая история.
Tags: История, Новогоднее, СССР, Сталин, Троцкий
Subscribe
promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments