Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Борис Ефимов. Немного личных впечатлений



Ещё по теме:
1920-е и 1930-е годы в карикатурах Бориса Ефимова

11 октября — день рождения советского художника Бориса Ефимовича Ефимова (1900—2008). Мне довелось несколько раз встречаться с Борисом Ефимовичем. Это были вполне деловые встречи, речь шла о публикации полутора десятков его карикатур в одной исторической книжке. Тогда ему было «всего-навсего» 95 лет. Но, не скрою, мне было интересно пообщаться с человеком, который представлялся мне живой историей. Ведь первая его карикатура — на председателя Государственной Думы Родзянко — была опубликована ещё в 1916 году в популярном в те годы иллюстрированном журнале «Солнце России». Не говоря уж о том, что я с детства привык видеть его злободневные политические рисунки в свежих газетах и журналах. Надо заметить, что он всегда старался рисовать острее, чем многие другие: достаточно поглядеть, скажем, на его рисунки против «китайских гегемонистов» в 60-е и 70-е годы. Ведь вот этот рисунок против цитатника Мао, например — это тоже Ефимов:



И когда карикатуры, хотя бы и дружеские, на высших руководителей страны, стали большой редкостью, Ефимов был одним из последних, кто упрямо рисовал такие шаржи:



В 1977 году при встрече на выставке с Л.И. Брежневым он публично спросил Генсека:
— Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
— Карикатуристы — безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».

Или, когда другие советские художники политкорректно бичевали только анонимного «дядюшку Сэма» как символ Америки, Ефимов не стеснялся рисовать и конкретных президентов США, например, Рональда Рейгана. Что тоже к 80-м годам в советской сатире стало огромной редкостью (попробуйте отыскать хотя бы ещё одну карикатуру на Рейгана тех лет с портретным сходством! Или на Джимми Картера...)



Потом, в годы перестройки, Ефимов опять попытался не отстать от остроты времени. И не отстал. :) Вот один из его проблемных рисунков эпохи перестройки, на тему эмиграции из СССР:



Но вернёмся к нашей беседе середины 90-х годов. Когда я перечислял карикатуры, отобранные мной для публикации, одной из первых попалась старинная карикатура на А.Ф. Керенского — «Наступление Керенского... на рабочих» из журнала «Крокодил» за 1922 год.



Вполне возможно, что Ефимов и не видел её с тех пор, то есть больше 70 лет — а он ведь нарисовал за это время более 40 тысяч рисунков, карикатур, плакатов... — но тут мгновенно узнал её и кивнул головой:
— Да, это в связи с июньским наступлением 1917 года...
В годы гражданской войны Ефимов рисовал и публиковал в киевских белогвардейских газетах карикатуры на Ленина и Троцкого. Одна из них — об этом рассказывал он сам в одном из интервью — была такая: Ленин спрашивает у Троцкого — «Сколько у нас в стране преданных людей?» «Все!» — отвечает Троцкий. Смысл каламбура понятен: эти двое изменников, Ильич и Давидыч, всех до единого предали... :)


Рисунок 1918 года. Журнал «Киевская иллюстрация». «Ленин: — Как вы думаете, Троцкий, у нас много преданных людей? Троцкий: — Я думаю — все 150 миллионов». Хотя художнику не исполнилось и 20 лет, фирменный «ефимовский» стиль вполне узнаваем.

Потом, в 20-е годы, Ефимов успел подружить с Троцким, и тот даже написал хвалебное предисловие к его первой книжке рисунков. Ефимов, в свою очередь, рисовал на вождя Красной Армии дружеские шаржи, вроде этого:



Он встречался с уже исключённым из партии, опальным Троцким у него дома — это был определённо смелый поступок (сам Ефимов был беспартийным). Если смотреть с точки зрения нашего знания — так прямо безрассудно смелый (хотя тогда так, возможно, и не казалось). Получалось, что я теперь знаком со Львом Давидовичем «через одно рукопожатие» — что тоже было занятно. Часть диалога Троцкого и Ефимова в тот январский день 1928 года:



Троцкий, в частности, сказал Ефимову:
— А братец ваш вроде примкнул к термидорианцам.
Речь шла про журналиста Михаила Ефимовича Кольцова, родного брата художника.
«Я промолчал, — писал об этом Ефимов позднее. — Я подумал, что вряд ли тут время и место высказывать побеждённому и высылаемому Троцкому, что Кольцов примкнул к термидорианцам не из страха или угодничества, а потому что, как и большинство членов партии, считал, что так называемая генеральная линия Сталина разумнее и нужнее для страны, чем его, Троцкого, перманентная революция».
Кстати, над рабочим столом в домашнем кабинете Ефимова мне бросился в глаза большой писанный маслом портрет Михаила Кольцова, который, как известно, был расстрелян в 1940 году как «троцкист». Странно: в то время, как Троцкий считал Кольцова термидорианцем, Сталин продолжал считать его троцкистом... И действительно, Кольцов «засветился» публикацией в «Огоньке» довольно апологетического очерка Якова Блюмкина (под псевдонимом «Я. Сущевский») «День Троцкого» (за что Кольцов получил словесный нагоняй лично от Сталина). Закончилась та встреча Ефимова с Троцким так: «Мы вышли в переднюю, и тут произошло нечто, что стало фактом моей биографии. Троцкий снял в вешалки пальто и подал мне. Я ахнул: «Что вы, Лев Давыдович!». — «Нет, нет, одевайте». Я, волнуясь, еле-еле попадаю руками в рукава, а потом, не скрою, я сказал: «Счастливого пути, Лев Давыдович!». Мы обнялись и расцеловались».
Позже, в 30-е годы Борис Ефимович, как он сам написал, «рисовал гнусные карикатуры на Бухарина и Троцкого, которых искренне уважал». С Бухариным он тоже был хорошо знаком по работе в «Известиях»... Бухарин сказал о нём: «Этот большой художник является в то же время очень умным и наблюдательным политиком».
О чём уже в годы перестройки Ефимов опубликовал заметку в «Огоньке» под заголовком «Я сожалею». И потом в интервью не раз возвращался к этой теме: «Мне даже и сейчас стыдно за них... [За] рисунки, где я изображал Троцкого, Бухарина, людей, которых я глубоко уважал». «До сих пор это моя боль. Он [Троцкий] ко мне благоволил, но я не мог отказаться рисовать его, со мной тут же расправились бы. Я это делал скрепя сердце и представлял себе, как Лев Давидович смотрит эти карикатуры и думает: ну какая сволочь!»
Мне всё это было известно, но в то же время очень хотелось включить карикатуру на Бухарина в виде «проклятой помеси лисицы и свиньи», по Вышинскому, в книжку. И я осторожно завёл об этом речь, предложил поместить её, если надо, вместе с коротким отрывком из статьи «Я сожалею», но Борис Ефимович сказал, как отрезал: «Нет, нет!..» (Кстати, в разговоре Ефимов лаконично заметил: «Если бы этой карикатуры не было, то и меня бы не было»).


«Троцкий, Бухарин, люди, которых я глубоко уважал».

Тогда уж я постарался побыстрее пролистнуть знаменитый рисунок из числа отобранных для публикации, где в «сталинской ежовой рукавице» наркома Ежова корчились, если хорошенько приглядеться, те же знакомцы Бориса Ефимовича — Лев Давидович и Николай Иванович. :)



Я считал, что, в конце концов, «Стальные ежовы рукавицы» уже давным-давно стали фактом истории, и замалчивать их было бы странно. А на публикацию этого хвалебного рисунка 1933 года — «Капитан Страны Советов ведёт нас от победы к победе» — Ефимов был согласен, добродушно, хотя и с некоторой досадой, рассмеявшись при его виде:
— Ну, что было, то было.


Потом я попросил Ефимова подписать изданную книжку (чего обычно никогда не делал, но в данном случае для такого «исторического» человека решил сделать исключение), и он сочинил длинную надпись, в которой перечислил все свои советские регалии и титулы. Что в 1996 году выглядело, признаться, несколько сиротливо — всё равно как пышный, громкий и страх наводящий дворянский титул после упразднения аристократии...
Не знаю, надо ли добавлять, что, несмотря на свой возраст и столь непростую биографию, Борис Ефимович при общении производил очень обаятельное впечатление? Было в нём что-то... детское, что ли, ребяческое, непосредственное. Например, всерьёз упрекать его за то, что он рисовал карикатуры диаметрально противоположного содержания — против Ленина и за Ленина, за Троцкого и против Троцкого, за Сталина и против Сталина — как-то язык не поворачивался. Ведь не станете же вы упрекать за такое... ребёнка? Встреча с Ефимовым как-то лучше помогла мне понять людей той эпохи, вживую увидев и поняв логику поступков одного из них, причём не самого последнего. Один из моих тогдашних коллег по издательству, анархист по взглядам, назовём его Михаил М., услышав про Ефимова, вначале что-то довольно неодобрительно хмыкнул о нём. Но, пообщавшись с ним сам, тоже оказался под воздействием его обаяния, растаял и с удовольствием пересказывал рассказ старика, как Сталин самолично редактировал его карикатуру на Эйзенхауэра...


Борис Ефимов. Рисунок 1990 года

Вот что Ефимов мне тогда написал, указав вначале моё имя и фамилию: «...редактору настоящего тома с чувством искреннего восхищения той огромной и отличной работой, которая даёт возможность молодому поколению нашему получить яркое и выразительное представление о прошлом России, о сложных и незабываемых событиях нашей истории. Большое, большое спасибо от лица поколения старшего и самого старого.
Борис Ефимов,
ровесник ХХ века, народный художник РСФСР и СССР, академик Российской Академии художеств, Герой социалистического труда.
25 января 1996 г.».

P. P. S. А это небольшая подборка карикатур юбиляра, не утративших актуальность и поныне.
На Николая II:



На А. Солженицына:



Плакат. Стихи Александра Жарова (1904—1984). 1974 год. Справа: возле «Окон ТАСС» на улице Горького (ныне Тверская) в Москве. Январь 1974 года


Борис Ефимов. Кого била Красная Армия. Петлюровских гайдамаков

На Брестский мир (в котором ныне «модно» винить большевиков):

Рисунок 1922 года. «Сначала было тяжко, Но силой красных рук, Мы Брестскую бумажку Свернули под махру»

Много десятилетий спустя, уже в историческом ключе, художник вернулся к этому сюжету, и изобразил всё лаконичнее:


На закате своей жизни Ефимов тоже рисовал Сталина. И вот как он его теперь изображал:


Это рисунок 1987 года, относительно «мягкий». Правда, по смыслу мягкости тут мало, она больше по форме: лицо Сталина деликатно не показано. Но на рисунке 1990 года, повторяющем тот же сюжет, все эти фиговые листочки отброшены:



А на этом рисунке 1989 года от Бориса Ефимовича досталось уже не только Сталину, но и Хрущёву с Брежневым.




«Народный» капиталист. — Я с моим рабочим ем из одной чашки!




Карикатура на наёмников. 1977 год


Борис Ефимов. «Бессильное бешенство». 1973
Увы, увы. Бешенство оказалось совсем не «бессильным» — а очень даже опасным. Смертельно опасным для правительства Народного единства и для президента Сальвадора Альенде...
Никогда не надо недооценивать противника. Лучше даже переоценить его силы — это ещё не так опасно.


Рисунок 1958 года


Рисунок 1957 года




Борис Ефимов. Плакат. 1989 год


Рисунок Бориса Ефимова (1900—2008). «Голос из бункера. Сомоса: — Я всё ещё на высоте положения!». 1979 год


1956. «В мюнхенской школе диверсантов. — Учили тебя, учили, а ты опять провалился...»


Рисунок 1957 года

Афоризмы Эмиля Кроткого с иллюстрациями Бориса Ефимова (1967):






Свергнутые революциями в своих странах шах Ирана и экс-правитель Никарагуа Анастасио Сомоса. «— Не посоветуете ли, где найти надёжное политическое убежище? — Сам ищу». 1979 год


1974 год, год высылки из СССР Александра Солженицына. На рисунке Ефимова генерал Власов с довольной улыбкой и виселичной петлёй на плече, вместо аксельбанта, любуется солженицынским творением — «Архипелагом ГУЛАГ». Разве сейчас это для нас не актуально? Давно пора творчество литературного власовца из школьных программ выкинуть, не то оно неизбежным прицепом потянет за собой реабилитацию Власова, власовцев, власовщины, а к чему такое приводит, мы можем наблюдать на примере одной соседней страны, где тоже вначале реабилитировали, а потом прославили нацистских упырей...



Это одна из карикатур Ефимова периода перестройки, когда он пытался воззвать в духе кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» — «За дружбу народов СССР!». К сожалению, такой прекраснодушный призыв в мире, где правит или вновь возрождается из пепла капитализм, не прокатывает от слова «совсем». Наоборот, там царит ожесточённая война всех против всех, что мы и видим не только на картинке, но и в окружающей нас сегодня реальности, от Палестины до Карабаха.




Рисунок 1976 года. Стихи Александра Жарова.
Миссис Тетчер, главный консерватор,
Записной оратор-провокатор...
Говорят, что, наболтавшись всласть,
Вдоволь насладившись клеветою,
Эта миссис ведьмою взвилась
В небо, увлечённая мечтою.
Чтобы ей в Европе мистер Бог
Напряжённость возродить помог.



Рисунок 1977 года. Стихи А. Жарова.
В краях высокоденежных господ
Возводят в ранг «поборников свобод»
Предателей, мошенников отпетых.
Подачками разведки обогретых.
Их принимают должностные лица,
К трибунам допускают, не стыдясь...
Довольно низко надо опуститься,
Чтоб поднимать на щит такую мразь!





Рисунок 1968 года


Борис Ефимов. Джазовый коллектив. 1943

Вот ещё не совсем обычная картинка от Бориса Ефимова. Хотя, появись она лет на пять раньше или пятью годами позже, она бы и особого внимания на себя не обратила. Художник высмеивает джаз — западную «музыку толстых», как тогда выражались. Удивительно не это, а год создания рисунка — 1943! Мы привыкли считать, что когда стреляли пушки, то музы... ну, не молчали, конечно, но все внутрихудожественные споры были на время отложены в сторонку. Теперь мы видим, что нет...
Кукольный «Необыкновенный концерт» Сергея Образцова тоже с пародией на буржуазный джаз появился на сцене только в 1946 году. Правда, при внимательном изучении вопроса выясняется, что работать над этим пародийным концертом стали уже в 1944-м...


Афиша «Необыкновенного концерта»

Tags: Борис Ефимов, Искусство, История, СССР, Троцкий, карикатура, личное, революционеры, советская печать
Subscribe

Posts from This Journal “карикатура” Tag

Buy for 20 tokens
На станции Восток в Антарктиде построили новое здание. Оно большое — 3000 квадратных метров. В нём есть всё, что нужно полярникам. На Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области закончили строить электростанцию. Она очень мощная — 570 мегаватт. Её построили в сложных условиях: там…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments

Posts from This Journal “карикатура” Tag