Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

ПИСЬМА ОБ ЭВОЛЮЦИИ (75). Из истории культов личности. Керенский


Жетон с портретом А.Ф. Керенского, выпущенный московской фабрикой Д.Л. Кучкина. 1917 год

Поговорим теперь о таком проявлении преемственности, как культы личности (в применении к послереволюционной истории России). Возможно, кого-то удивит, но, пожалуй, один из самых ярких культов личности возник в России сразу после Февраля 1917 года. Это был культ Александра Фёдоровича Керенского. Правда, он был очень кратковременным, но социальная и классовая его основа его абсолютно типична. Остановимся на ней подробнее.




«Для нас Керенский не министр, не народный трибун, он перестал быть даже просто человеческим существом».


Из брошюры Олега Леонидова: «На Керенского, этого тщедушного и щуплого человека, устремлены сейчас взоры не только многострадальной России, но и всего мира… Тернист путь Керенского, но автомобиль его увит розами. Женщины бросают ему ландыши и ветки сирени, другие берут эти цветы из его рук и делят между собою как талисманы и амулеты… Его несут на руках. И я сам видел, как юноша с восторженными глазами молитвенно тянулся к рукаву его платья, чтобы только прикоснуться. Так тянутся к источнику жизни и света! Керенский — это символ правды, это залог успеха; Керенский — это тот маяк, тот светоч, к которому тянутся руки выбившихся из сил пловцов, и от его огня, от его слов и призывов получают приток новых и новых сил для тяжёлой борьбы».

В те дни вся страна буквально утопала в восторгах этому человеку (которого называли «Другом Человечества»), восторгах, которые спустя всего полгода куда-то бесследно испарились. Аркадий Гайдар в «Школе» описывал их так:
«Все точно перебесились. Только и было слышно: «Керенский, Керенский…» В каждом номере газеты были помещены его портреты: «Керенский говорит речь», «Население устилает путь Керенского цветами», «Восторженная толпа женщин несёт Керенского на руках». Член арзамасской городской думы Феофанов ездил по делам в Москву и за руку поздоровался с Керенским. За Феофановым табунами бегали.
— Да неужели же так и поздоровался?
— Так и поздоровался, — гордо отвечал Феофанов.
— Прямо за руку?
— Прямо за правую руку, да потряс ещё.
— Вот! — раздавался кругом взволнованный шёпот. — Царь бы ни за что не поздоровался, а Керенский поздоровался. К нему тысячи людей за день приходят, и со всеми он за руку, а раньше бы…
— Раньше был царизм…
— Ясно… А теперь свобода.
— Ура! Ура! Да здравствует свобода!.. Да здравствует Керенский!.. Послать ему приветственную телеграмму.
Надо сказать, что к этому времени каждая десятая телеграмма, проходившая через почтовую контору, была приветственной и адресованной Керенскому. Посылали с митингов, с училищных собраний, с заседаний церковного совета, от думы, от общества хоругвеносцев — ну, положительно отовсюду, где собиралось несколько человек, посылалась приветственная телеграмма.
Однажды пошли слухи о том, что от арзамасского общества любителей куроводства «дорогому вождю» не было послано ни одной телеграммы. В местной еженедельной газетке появилось негодующее опровержение председателя общества Офендулина. Офендулин прямо утверждал, что слухи эти — злостная клевета. Было послано целых две телеграммы, причем в особой сноске редакция удостоверяла, что в подтверждение своего опровержения уважаемый М.Я. Офендулин представил «оказавшиеся в надлежащем порядке квитанции почтово-телеграфной конторы».


Рисунок В. Лебедева. 1917 год. Журнал «Новый Сатирикон». «Св. Себастиан наших дней. Стрелок из «Правды»: — Чёрт возьми! Чем больше стрел мы в него пускаем, тем большим ореолом окружаем его!..»

Как позже с иронией писал Владимир Маяковский:
Подшит к истории,
пронумерован и скреплен.
Его рисуют
и Бродский, и Репин.

Действительно, оба знаменитых художника считали за честь запечатлеть облик Александра Фёдоровича, и портреты сохранились. Даже два холста работы Репина, написанные в 1917 и 1918 годах. На первом премьер изображён со своей знаменитой перчаткой — правая рука его устала от тысяч бесчисленных рукопожатий восторженных граждан.


Два портрета А.Ф. Керенского работы И.Е. Репина. 1917 и 1918 годы


Художники И.Е. Репин и И.И. Бродский рисуют портреты А.Ф. Керенского в Зимнем дворце. 1917 год

Стихи Петра Оленина-Волгаря о Керенском в 1917 году:
Тяжёл твой путь, — но подвиг честный
Ты смело принял, как герой,
И на рамена ношей крестной
Подъял судьбу земли родной...

Ты жжёшь сердца глаголом вещим,
Восторгом пламенным своим,
И перед будущим зловещим
Твой гордый дух неукротим.

Сам гражданин, ты видишь в русских
Не возмутившихся рабов,
Не себялюбцев, злых и узких,
А стойких граждан и борцов.

Зови нас жертвовать собою, —
Но если на призыв борьбы
Мы не пойдём вперёд с тобою,
Как малодушные рабы, —

Тогда признай мечтою дикой
Свободы русской торжество,
И, сбросив с плеч свой крест великий,
Поставь над родиной его!..


Конечно, невольно возникает вопрос: чем же были обусловлены все эти неумеренные восторги перед личностью Александра Фёдоровича? Ведь, хотя он и состоял в эсеровской партии (формально — во фракции трудовиков Государственной Думы), но никаких особых революционных подвигов за ним не числилось, на каторге он никогда не бывал... У эсеров были в то время и другие вожди, гораздо больше подходящие для возвеличивания в качестве героев. Однако... именно в личности Александра Фёдоровича в тот момент скрестились интересы нескольких классов. Буржуазия и дворянство видели в нём последнего «защитника порядка» и своей собственности. Сам бывший царь Николай в июле записал в дневнике: «Этот человек положительно на своём месте в нынешнюю минуту; чем больше у него власти, тем лучше». Некая дама из Моршанска в те дни прислала в редакцию одного из столичных журналов такие стихи:
Гляжу портрет его.
Какое славное лицо,
Как много мужества, ума и воли.
И стало на душе легко —
Анархии не будет боле.

А крестьянство, напротив, ждало от Александра Фёдоровича скорейшего наделения помещичьей землёй... Конечно, Керенский, при всём желании, никак не мог угодить всем, исполнить столь несовместимые чаяния.
Могут спросить: пусть так, в Керенском сошлись в фокусе противоположные классовые интересы, но при чём здесь культ? Начнём с того, что экономический строй буржуазной, мелкобуржуазной, а также крестьянской семьи XIX века предполагал безоговорочный авторитет главы семейства, «отца», то есть своего рода маленький «культ личности». Вполне логично, что из этой классовой психологии естественно вырастал и культ общенационального «отца», «царя-батюшки», после Февраля перевоплотившийся в культ «доброго гения революции». А эсеры были мелкобуржуазной, мелкособственнической партией, выражавшей именно эти взгляды. Поэтому стремительный расцвет культа личности А.Ф. Керенского после Февраля ни малейшего удивления не вызывает. И буржуазия, и мелкая буржуазия, и крестьянство возложили на него свои надежды. Которые, правда, довольно быстро постигло разочарование...
Ну, а стремительный закат и угасание культа Александра Фёдоровича как нельзя лучше отражает отрывок из его собственных мемуаров — о том, как в декабре 1917 года он скрывался от ареста большевиками:
«Мы решили отдохнуть в каком-нибудь укромном спокойном местечке. На окраине одной из деревень нам приглянулся постоялый двор. Пожилая хозяйка провела нас в самую лучшую из комнат. Там было тепло и уютно, а на стене над диваном висела литография с моим изображением. Положение было настолько комичным, что мы разразились смехом и долго не могли остановиться. Хозяйка с удивлением смотрела на нас...»




Рисунок из либеральной печати 1917 года в защиту Керенского против большевиков. «Керенский — Бонапарт, или что грезится товарищу Троцкому, когда у него 40 градусов температура»

В июле 1918 года либеральная пресса в РСФСР ещё выходила, но от прошлогоднего культа Александра Фёдоровича остались одни обгорелые головёшки:


Рисунок Ре-Ми из журнала «Новый Сатирикон». Июль 1918 года. «Керенский за границей. — Почему это все в купальных костюмах и с пузырями? — Керенский речь говорит. Россию-то он уже своими речами потопил, ну, а союзники надеются выплыть...»

О других послереволюционных культах и их характерных чертах мы поговорим далее.

(Продолжение следует).

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ

Tags: История, Керенский, Эволюция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe

Posts from This Journal “Эволюция” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 94 comments

Posts from This Journal “Эволюция” Tag