«За последнее время доходы нашего государства уменьшились. После того как был введён налог на воздух, вы стали меньше дышать. Это возмутительно! Молчаааать! Кроме того, вводится новый налог на осадки: за обыкновенный дождь – сто лир, за проливной дождь – двести лир, с громом и молнией – триста лир. Молчаааать!»
Теперь-то я вижу, что никакой это не сказочный гротеск, а самая что ни на есть неприкрашенная буржуазная реальность... За это на родине книги Родари многие ненавидели и даже публично сжигали. Паоло Станезе, итальянский исследователь творчества Родари, рассказывал: «В Италии книги Родари были долгое время запрещены в школах. Католическая церковь периодически устраивала их публичные сожжения перед дверями провинциальных храмов. И хотя, в отличие от знаменитых нацистских костров, эти сожжения официально государством не поддерживались, расстановка сил была вполне ясна. Католическая церковь называла Родари не иначе как „самим дьяволом“. Сжигали в основном „Чиполлино“...»
Ну, а в СССР в это время были очень любимы детьми вот эти мармеладки:

Говорят, что эти мармеладные дольки любил и сам создатель Чиполлино, не раз приезжавший в Советский Союз и даже снявшийся в экранизации сказки «Чиполлино».
А ещё выпускались вот такие ёлочные новогодние наборы:


Родари со своими советскими читателями
Конечно, суть не в этом, а в том, что главный герой сказки, мальчик-луковка – борец за справедливость, говоря современным языком – революционер. Разве не злободневно звучит:
«Старого Чиполлоне приговорили к тюремному заключению не только на всю жизнь, но и на много-много лет после смерти, потому что при тюрьмах принца Лимона были и кладбища. Чиполлино добился свидания со стариком и крепко обнял его:
– Бедный ты мой отец! Тебя засадили в каталажку, как преступника, вместе с ворами и бандитами!
– Что ты, что ты, сынок, – ласково перебил его отец, – да ведь в тюрьме полным-полно честных людей!
– А за что же они сидят? Что плохого они сделали?
– Ровно ничего, сынок. Вот за это-то их и засадили. Принцу Лимону порядочные люди не по нутру.
Чиполлино призадумался:
– Значит, попасть в тюрьму – это большая честь?
– Выходит, так. Тюрьмы построены для тех, кто ворует и убивает, но у принца Лимона всё наоборот: воры и убийцы у него во дворце, а в тюрьме сидят честные граждане».
Или окончание сказки:
«– Не забывай, дружок, – часто говорит старый Чиполлоне, – негодяев на свете много, и те, кого мы выгнали, могут ещё вернуться.
Но я-то уверен, что они никогда больше не вернутся... Правда, есть на свете другие замки и другие дармоеды, кроме Лимона и Помидора, но и этих господ когда-нибудь выгонят, и в их парках будут играть дети. Да будет так!»
К сожалению, старый Чиполлоне оказался прав, а автор – излишним оптимистом...
Любопытные приключения стала переживать сказка Родари в постсоветском мире. Так, в московском театре «Содружество актёров Таганки» в 2010-е годы поставили спектакль «Чиполлино». Однако исходный сюжет сказки был изменён. Революции в конце не происходило, просто ходоки добирались до Его Высочества принца Лимона и подавали ему всеподданнейшую челобитную. После чего принц, конечно, отменял все свои несправедливые указы и оставался и впредь править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остались фруктами, а тупые овощи – овощами. Благодать!
Режиссёр постановки Екатерина Королева пояснила: «Конечно, мы оставили в спектакле социальную остроту, но так как я ужасно боюсь всяких революций, переворот будет лишь в умах героев. Жители огромного графского сада поймут, что главное – это уважение к личности, которое не имеет отношения ни к деньгам и положению, ни к тому, сильный человек или слабый. Мне кажется, это должно быть особенно близко детям».

Занятная история, связанна с Чиполлино, случилась и на Украине. Там в 2018 году в ходе декоммунизации снесли очередной памятник Владимиру Ильичу Ленину в селе Марковцы на Луганщине. И на его месте установили скульптуру... Чиполлино.

Комментарий левого украинского журналиста Андрея Манчука на сайте «Лiва»: «Общеизвестно, что Чиполлино является героем популярной сказки итальянского писателя Джанни Родари. Она задумывалась автором именно для того, чтобы подталкивать юных пролетариев к борьбе с магнатами и чиновниками, которые обкладывают народ непосильными налогами – и как две капли воды похожи на представителей нынешней украинской власти. А сам автор – коммунист и участник антифашистского Сопротивления – до конца жизни являлся идейным сторонником Владимира Ильича. По словам Родари, он ещё в детстве прочитал Ленина вместе с Троцким – а в 1969 году совершил настоящее паломничество в те места, где проходило становление лидера Октябрьской революции – причём взял с собой в поездку жену и дочку... Идеологические взгляды Родари отражались практически во всех его книгах – а среди них был и сборник «Наставление пионеру»... Сказка о Чиполлино получила в СССР поистине огромную популярность. На её основе сняли известный фильм, в котором сыграл роль сам итальянский писатель. Сюжет этой ленты и вовсе тянет сейчас на полноценную зраду – ведь Чиполлино и его друзья борются против строительства иностранной военной базы, в которой легко угадать базу НАТО... Патриоты и сами видят, что в замене Ленина на Чиполлино кроется вольный, или невольный подвох – не важно, рассчитывали ли на это жители Марковки. «Одного комуняку заменили на другого. Хитро обошли декоммунизацию», – прокомментировал сообщение... патриотический блогер Евгений Тычук».
Ох уж эти коварные красные... Гони их в дверь – они влетят в окно.
И похоже, что после деленинизации на Украине назревает дечиполлинизация... :)


Journal information