Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Луначарский в зеркале советской карикатуры


А.В. Луначарский и его жена Наталья Розенель (1900—1962) в Берлине. 1930

23 ноября — день рождения Анатолия Васильевича Луначарского (1875—1933), революционера, большевика, наркома просвещения РСФСР (1917—1929).
«Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убеждённо ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что её без труда хватило бы на добрый десяток профессоров». (Л.Д. Троцкий).

Ниже — подборка карикатур и дружеских шаржей на наркома из советской печати.
Например, эта карикатура Дмитрия Моора 1922 года высмеивает излишнее, по мнению художника, покровительство наркома дворянским искусствам, вроде балета:



А почему такая странная подпись — «Иван в раю»? Да потому, что нарком баловался сочинением пьес, и одна из них так и называлась:




Анатолий Луначарский

А это красноречивая (и довольно острая) карикатура 1926 года. Барственный и лоснящийся нарком Луначарский, облачённый во фрак, с заметно выпирающим брюшком, на банкете для иностранных «просвещенцев» вальяжно спрашивает заморенного, скелетообразного от истощения шкраба (школьного работника, то есть учителя):
— Ну, товарищ, какое впечатление на вас произвёл банкет?
ШКРАБ: — Неповторимое, тов. нарком: на первое — суп, на второе — курица, и хлеба сколько угодно!..



Следующий рисунок имеет интересную историю. Карикатура на наркома А.В. Луначарского из журнала «Крокодил» №31 за 1927 год вызвала скандал, попав, видимо, по особо больному месту. Этот номер журнала был изъят из продажи и попал только в некоторые библиотеки. Позднее вместо него был выпущен другой «театральный» номер, с более мягкими карикатурами. Однако в библиотеке скандальный номер сохранился:


Рисунок К. Елисеева. 1927 год. «Твёрдые понятия.
— Скажите, рабочие посещают всё-таки Большой театр?..
— Не извольте беспокоиться: у нас только чистая публика!»



Слишком острая карикатура на наркома была заменена через несколько номеров на другую, с безымянным «ответработником». Общий смысл её, впрочем, не изменился


Рисунок Дмитрия Моора. 1922 год. «Музы Наркомпроса. Страничка из современной мифологии». Тео, Лито, Изо, Музо — отделы Наркомпроса


Рисунок Константина Елисеева. 1924 год. Журнал «Красный перец». «Искушение святого Анатолия. А.В. Луначарский среди флорентинско-пролетарских героев своих произведений». («Христианство и социализм», «Дон Кихот», «Фауст и город», «Герцог», «Фома Кампанелла», «Медвежья свадьба». И многое другое»).


Шарж Бориса Ефимова. Луначарский со стопкой написанных им книг. 1926 год


«Экскурсия в мир «Шекспиров». (К сведению тов. Луначарского). Новый портрет Шекспира, открытый и реставрированный художником Дени»


Кукрыниксы. Шарж на А.В. Луначарского. 1928


Кукрыниксы. «Литературный планетарий». Шарж на А.В. Луначарского. «Литературная газета», 1930

Эта картинка высмеивает тщеславие наркома:


«Загадочная картина. Редакция «Крокодила» предлагает своим читателям угадать: где висит эта картина, изображающая тов. Луначарского, диктующим стенографистке очередную статью и, одновременно, позирующим перед художником. Наиболее остроумные ответы будут помещены в ближайших номерах...» 1924 год


«Любопытный. Ячейка лиги «Время» института востоковедения указывает, что из-за опоздания т. Луначарского на лекцию было потеряно от 2.500 до 3.000 часов, т.е. 300-375 рабочих восьмичасовых дней.
Рабфаковец-математик: — Из-за опоздания тов. Луначарского на лекцию было потеряно 2.000 рабочих часов.
Рабочий: — А сколько было потеряно часов во время лекции?». 1923 год



Рисунок Бориса Ефимова. 1924 год. «Тов. Луначарский: — Вот наш Великий Немой!
Делегат с места: — Позвольте! Он не только немой, но и слепой, и безрукий, и безногий!..»



Рисунок Бориса Ефимова. 1925 год. «Т. Луначарский (читая журнал): — «...любовь широких масс к танцу на Руси создала ту необходимую атмосферу, в которой мощно развернул крылья хореографический русский гений...» Вот те и раз! Что за белиберду пишут в этом журнале? И кто, интересно знать, его редактор?» (На журнале надпись «Ответственный редактор — А. Луначарский»).

Этот рисунок упрекает наркома за недостаточное внимание к «выдвиженцам»:


Рисунок В. Шекспира. 1925 год. «Слона и не приметил. После появившихся в печати статей о недостаточно внимательном отношении к выдвиженцам, т. Луначарский назначил беседу с выдвиженцами.
В Наркомпросе.
— Вы кто?
— Я выдвиженец, тов. нарком.
— Странно... Я вас всё как-то не замечал».



Дружеский шарж Константина Ротова. «Между делом. Народные развлечения в роде каруселей, вождения медведей и т.п. нам следует взять в свои руки, что, между прочим, может дать и немаленькие средства. (Из речей в Наркомпросе). А дело не медведь — в лес не убежит...» 1928 год.


Рисунок Михаила Храпковского. «Наркомпрос тов. Луначарский: — Почему-то говорили, что этот барьер трудно взять. А по-моему, нет ничего проще. Один прыжок — и готово!» 1929 год. На барьере написано «Неграмотность», на пегасе наркома — «Изящные искусства»

А вот это серьёзная карикатура против наркома, но для современного читателя малопонятная:


Рисунок Л.М. «Успехи физкультуры. Человек, удержавший курьерский поезд». 1929 год.

Прояснить смысл рисунка помогают воспоминания писателя Варлама Шаламова о Луначарском, вернее, о том, как он проходил партийную чистку. Чистка в 20-е годы была демократическим мероприятием, сродни выборам: на ней любому партийному начальнику можно было задать любой каверзный вопрос, если он имел какое-то отношение к его биографии, и он был обязан ответить. А если в его деятельности имелись какие-то тёмные стороны, то чистка запросто могла закончиться для него утратой партбилета. В общем, это был придирчивый экзамен, проверка для руководства всех рангов.
В. Шаламов: «Он любил говорить, а мы любили его слушать.
На партийной чистке зал был переполнен в день, когда проходил чистку Луначарский. Каприйская школа, группа «Вперёд», богостроительство — всё это проходило перед нами в живых образных картинах, нарисованных умно и живо. Часа три рассказывал Луначарский о себе, и все слушали, затаив дыхание — так всё это было интересно, поучительно. Председатель уже готовился вымолвить «считать проверенным», как вдруг откуда–то из задних рядов, от печки, раздался голос:
— А скажите, Анатолий Васильевич, как это вы поезд остановили?
Луначарский махнул рукой.
— Ах, этот поезд, поезд… Никакого поезда я не останавливал. Ведь тысячу раз я об этом рассказывал. Вот как было дело. Я с женой уезжал в Ленинград. Я поехал на вокзал раньше и приехал вовремя. А жена задержалась. Знаете — женские сборы. Я хожу вдоль вагона, жду, посматриваю в стороны. Подходит начальник вокзала:
— Почему вы не садитесь в вагон, товарищ Луначарский? Опаздывает кто–нибудь?
— Да, видите, жена задержалась.
— Да вы не беспокойтесь. Не волнуйтесь, всё будет в порядке.
Действительно, прошло две–три минуты, пришла моя жена, мы сели в вагон, и поезд двинулся.
Вот как было дело. А вы — «Нарком поезд остановил»...»

Может быть, однако, всё было и не так гладко и бесконфликтно, как рассказал Анатолий Васильевич (в изложении Шаламова). Тут более важно и ценно другое: что наркому рядовым гражданином («из задних рядов, от печки») мог быть задан не слишком приятный для него вопрос, и члену Советского правительства приходилось публично оправдываться.




Страница из книги Н. Агнивцева с рисунками К. Елисеева «Твои наркомы у тебя дома».


Дмитрий Моор (1883—1946). «Праздник урожая». 1922 год. Изображены (слева направо): с гармоникой — Анатолий Луначарский (1875—1933), в чёрном фраке — Алексей Рыков (1881—1938), в красном платочке и жёлтом сарафане — Григорий Сокольников (1888—1939), танцует в белой одежде — Михаил Калинин (1875—1946), в красном платке и сарафане — Леонид Красин (1870—1926), в чёрном пиджаке — Иван Скворцов-Степанов (1870—1928), в красном сарафане и с пенсне — Ивар Смилга (1892—1937), в жёлтой рубахе в горошек — нарком земледелия Василий Яковенко (1889—1937), в кепке и с подносом фруктов — замнаркома Валериан Оболенский (1887—1938), выглядывает из избушки — В.И. Ленин.


Рисунок Дмитрия Моора. «Праздник урожая». Фрагмент

А вот как всё начиналось:


Это будущий нарком просвещения в телеге перед Кадниковской тюрьмой, Вологодская губерния. В 1900 году Анатолий Васильевич был арестован в Киеве и отправлен в ссылку сначала в Калугу, потом — в Вологодскую губернию (в 1902 году) и в Тотьму (в 1903). Ссылка закончилась в 1904 году.

Некоторые высказывания из книг и статей А.В. Луначарского:

«Почему нельзя представить себе жизнь человечества как братство, как семью, в которой все – братья и сестры? Да только потому, что существует частная собственность и конкуренция: брошены кости, за которые грызутся люди, и костей недостаточно, — если не будешь грызться, пропадёшь! И в этой борьбе возникают громадные состояния; владеющий ими человек боится упустить их из рук и должен громоздиться вверх, чтобы удержать занятую им позицию. В результате мы видим всеобщую свалку, хищнический мир частной собственности её создает».

«Защита своего наслаждения, защита своего права на жизнь в буржуазном обществе идёт по костям других. Одни рвут у других».

«Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, ибо её давит, душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, приковывая её к кухне, к детской, расхищая её труд работой до дикости непроизводительной, мелочной, нервирующей, отупляющей, изводящей».

«Такие браки, в которых не делается разницы между мужчиной и женщиной, в которых поровну распределяются обязанности, мы должны признать соответствующими нашему идеалу».

«Искусство — это не только красивые картины и музыка, но и то, что мы делаем в своей жизни. Каждый человек — это художник своей жизни».

«У пролетариата есть мораль. Основа морали вот в чём: всё, что идёт на пользу пролетариату как классу, хорошо, всё, что вредит ему, — дурно (Ленин)».

«Великосветские интеллигентные люди, говорит Чернышевский, страшно любят маленькую ногу и маленькую руку. Между тем что означают эти черты? Вырождение, паразитизм — это то самое явление, которое некоторых вшей превращает в мешки, лишенные всяких органов. Начало атрофии тела — вот что такое аристократическая рука и нога».

«Духовенство подвергалось нападкам именно за свою жизнь, за свой блеск, за своё богатство, за то, что не осталось ни капли аскетизма в церковной жизни. Таково было революционное христианство в XIII веке. Церковь очень умно его учла и сумела отвести его русло в другую сторону. В XIII веке она ответила основанием двух орденов католической церкви — Францисканского и Доминиканского. Франциск Ассизский, один из величайших учителей бедноты, который говорил, что бедность и аскетизм суть единственные заслуги, поладил с папой. Папа дал ему право учреждать монастыри бедных, и эти братья, которые должны были ходить босиком, подпоясанные верёвкой и жить исключительно милостыней, проповедовали преданность папе и внесли разлад в ряды бедноты. Были также люди, которые как будто бы соблюдали полный обет бедности, но тем не менее были агентами папы. Доминиканский орден проповедовал также посты и молитвы, и суровую дисциплину, но и доминиканцы были слугами папы, и им было поручено истреблять еретиков. Так что церковь хотела как бы заслониться этим: вы говорите, что мы все на золоте едим, в каретах ездим, но вот вам — монашки, францисканцы, ведь они живут бедно. То же самое делается в России. Если кто скажет: архиереи — это важные баре, то вам скажут, что вот в таком–то монастыре есть схимник, который стоит на столбе 30 лет и мохом оброс, а пойди к нему, и он скажет запекшимися устами: «Слушайся, чадо, и не мудри».


1922. Процесс эсеров. Выступает Анатолий Луначарский — народный комиссар просвещения РСФСР, один из государственных обвинителей на процессе

«Смех не только признак силы, но сам — сила. И раз она у нас есть, надобно направить её в правильное русло».

«Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры».

«Смерть — серьёзное дело, это входит в жизнь. Нужно умереть достойно».

«Да, это одно из великих искусств быть прекрасным стариком, и, может быть, ни в чём так полно человечество не выражается, как в мудром старце, сердце которого открыто для всего нового, который приветствует новое поколение, который передаёт ему свой опыт…»

«Если вы стары, то вы знаете; если вы молоды, то узнаёте; если вы стары и не знаете, то мне вас очень жаль».

«Нам пришлось взять на службу старых бюрократов. Среди этих бюрократов есть и Фамусовы и Скалозубы, о которых мы слышим, читаем в газетах. Наша задача в том, чтобы эти язвы и изъяны излечить, причём часто излечивать приходится хирургическим путём». (1933)

«Короленко, с его мягким сердцем, растерялся перед «беспорядком», исключительностью и жестокостью революции. Её понять могли только умы, подготовленные и умеющие обозреть настоящее, прошлое и будущее с вершины исторического познания, что редко возможно для современника. Её любить могли только железные сердца, не знающие жалости, когда дело идёт о решительной борьбе со злом. К ней примкнуть могли только сами угнетённые массы в лице своих проснувшихся передовых отрядов».

БОЛЬШЕВИКИ В СОВЕТСКОЙ КАРИКАТУРЕ — ВСЯ ПОДБОРКА

Tags: Даты, История, Россия, карикатура, красные даты, революционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments

Recent Posts from This Journal