Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

Ко дню рождения Фридриха Энгельса. Немного личного :)

28 ноября — день рождения Фридриха Энгельса (1820—1895), одного из основоположников марксизма. В доме Карла Маркса он имел дружеское прозвище «Генерал».
По этому поводу — немного личных, а точнее, семейных воспоминаний о юбиляре. Речь пойдёт о переписке Энгельса с... нет, не с Каутским, а всего лишь с прадедом автора этих строк.



Фотографию слева узнать нетрудно — это Фридрих Энгельс. Фотография справа мало кому известна, а вот я её помню с детства. Помещённая в рамку под стекло, она всегда стояла на письменном столе моей бабушки, Анаиды Иосифовны. Но самого изображённого на ней молодого человека я не знал, поэтому как-то спросил:
— А кто это?
— Это мой папа! — гордо ответила она.
— Он давно умер?
— В 1916 году.
Моей бабушке, ровеснице века, в том году исполнилось всего 16 лет, значит, она потеряла отца довольно молодым (потом я узнал, что ему было тогда 45 лет).
— А отчего он умер?
— Покончил с собой. Выстрелил в себя из пистолета.
— А почему он это сделал?
— Из-за финансовых причин.
Могут спросить — а при чём же тут Энгельс? Вот письмо, которое Энгельс адресовал ему почти ровно 126 лет тому назад, 23 ноября 1894 года.



Письмо Энгельса адресовано из Лондона в Штутгарт, именно там, в Штутгарте, как легко видеть, была сделана и приведённая выше фотография моего прадеда, Иосифа Нерсесовича Атабекова (Атабекянца). Ему было тогда всего 23 года, он учился в Германии на агронома... Вот ещё одна фотография из того же ряда, и другая, сделанная немного раньше, около 1891 года, в Риге, когда он отбывал воинскую повинность:



К сожалению, позднее взгляды моего прадеда не оставались столь же радикальными, как в молодости, и спустя десятилетие после той переписки он вступил не в РСДРП, а в кадетскую партию. Был избран от этой партии депутатом второй Государственной Думы:


Это была Дума, просуществовавшая, как известно, очень недолго, с 20 февраля по 2 июня 1907 года, и распущенная в ходе «третьеиюньского государственного переворота» Петра Столыпина. Бабушка весьма гордилась участием отца в этих событиях, и говорила: «Представляешь, он там был, там же, где Столыпин, царские министры, выступал против них»... Сама она тоже, кстати, следуя по стопам своего отца, вступила накануне революции в юношескую секцию кадетской партии.
Ещё одно небольшое воспоминание о прадеде, которым со мной поделилась бабушка: ему предложили какой-то важный пост в одном из крупных университетов. При этом добавили, что, конечно, такую влиятельную должность должен занимать православный, поэтому ему придётся сменить вероисповедание: перейти из Армянской апостольской церкви в Православную. Он ответил:
— Я атеист. Но если бы я был верующим, то, конечно, на ваше предложение я ответил бы: нет.
Слово «атеист» мне тоже в том возрасте было незнакомо, я услышал его впервые, и поэтому хорошо запомнил этот рассказ. Разумеется, той должности прадед не получил...
Вот его более поздняя фотография и, по моему субъективному впечатлению, что-то в этом лице пропало... погас какой-то юношеский задорный огонёк в глазах:


До революции Иосиф Нерсесович, как уже сказано выше, не дожил: застрелился 15 января 1916 года в Карсе, проходя службу в качестве офицера действующей армии. Кстати, слова бабушки о «самоубийстве по финансовым причинам» потому мне в детстве так хорошо запомнились, что не укладывались в голове советского октябрёнка 70-х годов: «финансовые причины» в СССР могли быть причиной жизненных неурядиц, но суицида? Это было необъяснимо... Теперь-то я понимаю, что для буржуазного общества, что до 1917 года, что после 1991-го — это норма.
Судьба поместья прадеда «Нерсис-Абад» площадью в 517 десятин в Эриванской губернии, находившегося к моменту революции в Армении в руках моей 20-летней бабушки — отдельная тема. Позднее, при советской власти, к его памяти в Армении относились, насколько мне известно, с уважением — как-никак, переводчик «Комманифеста», да и не так уж много жителей Армении состояло в переписке с классиками марксизма...





Это краткая биография Фридриха Энгельса в советских плакатах серии «Революционеры. Фридрих Энгельс. Страницы жизни. 1820—1895» (1983):


«1. Юношеские годы».


«2. Гимназия».


«3. В Бремене». «От государя я жду чего-либо хорошего только тогда, когда гудит у него в голове от пощёчин, которые он получил от народа, и когда стёкла в его дворце выбиты булыжниками революции». (Фридрих Энгельс)».


«4. Вольнослушатель Берлинского университета».


«5. Трущобы Манчестера».


«6. Разрыв с отцом». «Пусть господа собственники остерегаются — могучие руки народа на нашей стороне, и лучшие мыслители всех народов постепенно переходят в наш лагерь. Среди них мой горячо любимый друг — Фридрих Энгельс из Бармена, который написал книгу в защиту английских рабочих... Энгельс теперь окончательно порвал со своей семьёй... Его богатый отец не даёт больше своему сыну ни пфеннига. (Георг Веерт)».


«7. В Брюсселе. Снова вместе».


«8. «Подумай над «Символом веры». Я считаю, что лучше всего было бы отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь «Коммунистическим манифестом». (Фридрих Энгельс — Карлу Марксу)».


«9. Обыск».


«10. Баррикады».


«11. В отряде Виллиха». «Энгельс принял участие в баденском восстании и был адъютантом у Виллиха. Он участвовал в трёх сражениях, и все, кто видел его под огнём, ещё долгое время спустя рассказывали об его исключительном хладнокровии и абсолютном презрении ко всякой опасности». (Элеонора Маркс-Эвелинг)».


«12. Военный теоретик пролетариата». «...Энгельс был как бы создан военным: ясный взгляд, умение быстро ориентироваться и взвесить даже мельчайшие обстоятельства, быстрота решений и невозмутимое хладнокровие. Позже он написал ряд превосходных военных произведений и завоевал... признание со стороны профессиональных военных первого ранга, которые и понятия не имели, что анонимный автор брошюр носит одно из наиболее «подозрительных» бунтарских имён...» (Вильгельм Либкнехт)».




«14. Генеральный Совет I Интернационала».


«15. Анти-Дюринг».


«16. У кресла друга».


«17. Совместный труд. Над рукописями Маркса».


«18. Воскресный приём у Энгельса». «Воскресенья в доме Энгельса, пожалуй, напоминали вавилонское столпотворение. Не только члены семьи Маркса бывали в эти дни у Энгельса: социалисты всех стран сделали из Риджентс-парк-род 122 свою Мекку». (Эдуард Эвелинг)».


«19. На первомайском празднике в Лондоне».




Плакат из серии «Революционеры. Карл Маркс» (1983). «Маркс и Энгельс среди рабочих»


Из высказываний именинника:
«Люди, хвалившиеся тем, что сделали революцию, всегда убеждались на другой день, что они не знали, что делали, — что сделанная революция совсем не похожа на ту, которую они хотели сделать».
Кстати, ровно то же самое можно сказать и про контрреволюции. Например, многие авторы и застрельщики контрреволюции в СССР, такие как Горбачёв, потом разочарованно заявляли, что совсем не то они хотели получить на выходе. То есть все их стремления были безупречны, но вот поди ж ты, «кажинный раз на эфтом самом месте»... И даже «боролись» со своим собственным порождением...

«С возрастающей быстротой, как по наклонной плоскости, катится Европа в пропасть мировой войны невиданных масштаба и силы. Одно только может остановить её: перемена политического строя в России. Что это должно произойти в ближайшие годы, — не подлежит никакому сомнению. Пусть же эта перемена произойдёт своевременно, прежде чем свершится то, что без неё неизбежно».
(«Внешняя политика русского царизма», 1889—1890).

«Весь капитал наших банкиров, купцов, фабрикантов и крупных землевладельцев есть не что иное, как накопленный неоплаченный труд рабочего класса».

«Революция есть, несомненно, самая авторитарная вещь, какая только возможна. Революция есть акт, в котором часть населения навязывает свою волю другой части посредством ружей, штыков и пушек, то есть средств чрезвычайно авторитарных».

Последнее высказывание — неплохой камешек в огород так называемых «антиавторитарных левых», то есть любителей сухой воды, горячего льда, холодного огня и прочей небывальщины. :)

«Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним».

«Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи».

«Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

«Не природа, не человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

«Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей».

«Если строгая моногамия является венцом добродетели, то пальму первенства следует отдать ленточному червю, в 200–300 члениках которого содержится по одному мужскому и по одному женскому половому аппарату, а весь червь всю жизнь занимается тем, что в каждом членике совокупляется сам с собой».

«Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства».

«Учёных можно побить только их же оружием — цитатами!»

«Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям».

«Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому».

«Стремлению к счастью в наименьшей степени нужны идеальные права. Оно нуждается больше всего в материальных средствах…»

«В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно».

«Абсолютно безнравственного нет ничего на свете».

«Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнём».

«Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета».

«И если у варваров, как мы видели, едва можно было отличить права от обязанностей, то цивилизация даже круглому дураку разъясняет различие и противоположность между ними, предоставляя одному классу почти все права и взваливая на другой почти все обязанности».




Харьковская область. Сброшенный и облитый краской памятник Ф. Энгельсу

Ныне этот памятник установлен в Манчестере:


Tags: Даты, История, красные даты, личное, переписка Энгельса с Каутским, революционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 11
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Recent Posts from This Journal