Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Протопоп Аввакум. Первый русский революционер


Сергей Милорадович. Переход Аввакума к месту даурской ссылки. 1898 год

5 декабря (25 ноября) — день рождения протопопа Аввакума Петрова (1620—1682), одного из самых пламенных проповедников и религиозных бунтарей XVII века, вождя церковного раскола. И автора первого русского романа, как без преувеличения можно назвать его знаменитое автобиографическое «Житие». С Аввакума потом, сознательно или бессознательно, «делали себя» многие русские смутьяны и революционеры. Недаром Максим Горький укоризненно писал В.И. Ленину: «Владимир Ильич, Ваш духовный отец — протопоп XVII века Аввакум, веривший, что дух святой глаголет его устами, и ставивший свой авторитет выше постановлений Вселенских соборов». Когда после тщетных увещеваний покаяться и принять «новую веру» протопопа расстригли из священников и предали церковному проклятию на соборе 1666 года, он, нимало тому не смутившись, «проклинал сопротив», то есть предал такой же анафеме... весь церковный собор, всех архиереев разом! Внутренне, по-человечески он был очень сродни отечественным революционерам столетней давности. И они сами это понимали.
Лев Троцкий в 1935 году сделал в дневнике такую запись: «По поводу ударов, которые выпали на нашу долю, я как-то на днях напоминал Наташе [жене Наталье Седовой. — А.М.] жизнеописание протопопа Аввакума. Брели они вместе по Сибири, мятежный протопоп и его верная протопопица, увязали в снегу, падала бедная измаявшаяся женщина в сугробы. Аввакум рассказывает: «Я пришёл, — на меня, бедная, пеняет, говоря: — Долго ли муки сия, протопоп, будет? И я говорю: — Марковна, до самые смерти. Она же, вздохня, отвещала: «Добро, Петрович, ещё побредем». В другом месте Троцкий цитировал запомнившуюся ему фразу Аввакума: «Русачок маленький в огонь влезет, а благоверия не предаст».
Кто-то скажет: побойтесь Бога, ведь, что ни говори, но протопоп был верующим христианином, сторонником учения о подставлении ближнему другой щёки, а вы с ним равняете каких-то нехристей, безбожников, отцов-основателей ВЧК! О, чем-чем, а высокой «толерантностью» неистовый протопоп отнюдь не отличался. Со вкусом и удовольствием рассуждал из мест ссылки, как сам казнил бы «никониян окаянных», писал царю: «А что, царь-государь, как бы ты мне дал волю, я бы их, что Илья пророк, всех перепластал в один день. Не осквернил бы рук своих, но и освятил, чаю... Перво бы Никона того, собаку, рассекли бы начетверо, а потом бы никониян тех». «Дайте только срок, собаки, не уйдёте от меня; надеюсь на Христа, яко будете у меня в руках! выдавлю я из вас сок-от!». «Всех вас развешаю по дубю. Ну вас к чорту, ненадобны вы святей троицы, поганцы, ни к чему не годны».
И кто-то ещё говорит после этого, что Чека, мол, недостаточно русское учреждение. Самое что ни на есть русское, в лучших, кроме шуток, отечественных традициях, хотя, конечно, и с учётом гуманных поправок XX века: начетверо там не рассекали, «сок» из осуждённых не давили и не «пластали» их со смаком на куски, а всего-навсего ставили к стенке... Протопоп Аввакум был бы сильно разочарован...


В 1934 году известное советское издательство «Academia», которое возглавлял тогда Лев Каменев, выпустило «Житие» Аввакума в виде вот такой нарядной книжки. С горящим срубом на обложке...

Однако и сам Аввакум был готов за свои взгляды не только «пластать» и «рассекать начетверо» оппонентов, но и взойти на костёр, что в конце концов и осуществилось: «Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на неё — не бойся! До пещи той страх. А егда в неё вошёл, тогда и забыл вся…». (Кстати, казнили Аввакума формально не за религиозные идеи, а за «хулу великую на царский дом» — он написал, что лично ему хорошо знакомый и покойный к тому времени царь Алексей Михайлович горит в аду, что он сам наблюдал в видении). При этом вначале протопоп писал царю вполне верноподданные челобитные, пытаясь по-отечески его вразумить и наставить на путь истинный. Но когда всё это оказалось бесполезно, перешёл на более простецкий язык, посылая государю пылкие проклятия, вплоть до наименования его «...лядиным сыном».


Пётр Мясоедов (1867-1913). Сожжение протопопа Аввакума. 1897. Картина не слишком точна исторически: известно, что Аввакума сожгли в деревянном срубе, а не привязанным к столбу, как на картине


Сожжение протопопа Аввакума

О социальном смысле и подоплеке русского религиозного раскола можно было бы написать много «вумных» слов, но, наверное, лучше об этом скажет яркая — в его характерном эмоциональном стиле — цитата Аввакума, где он рассуждает о вроде бы далёких от земной жизни материях — писании церковных икон:
«По попущению Божию умножися в нашей русской земли иконнаго письма неподобнаго изуграфы. Пишут от чина меньшаго, а велиции власти соблаговоляют им, и вси грядут в пропасть погибели, друг за друга уцепившися... Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бёдры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинён, лишо сабли той при бедре не писано. А то всё писано по плотскому умыслу, понеже сами еретицы возлюбиша толстоту плотскую... А всё то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать... Посмотри-тко на рожу ту, на брюхо то, никониян окаянный, — толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь!.. Воззри на святыя иконы и виждь угодивишя Богу, како добрые изуграфы подобие их описуют: лице, и руце, и нозе, и вся чювства тончава и измождала от поста, и труда, и всякия... скорби. А вы ныне подобие их переменили, пишите таковых же, якоже вы сами... И у кажного святого, — спаси Бог-су вас, — выправили вы у них морщины те, у бедных: сами оне в животе своём не догадалися так сделать, как вы их учинили!». А вот что он советовал в переписке с боярыней Морозовой, поддерживавшей раскольников: «Да переставай ты и медок попивать. Нам иногда случается и воды в честь, да живём же. Али ты нас тем лутчи, что боярыня? Да единако нам Бог распростре небо, ещё же луна и солнце всем сияет равно, такожде земля, и воды, и вся прозябающая по повелению владычню служит тебе не больши и мне не меньши. А честь прелетает. Един честен — тот, кто ночью востаёт на молитву да медок перестанет, в квас примешивая, пить».


В. И. Суриков. Боярыня Морозова. 1884—1887

В общем, в каком-то отношении раскол был восстанием «тонких» против царства «толстяков», почти как в известном романе Юрия Олёши «Три толстяка»... «Богатому поклонись в пояс, а нищему — до земли» — проповедовал Аввакум. И неудивительно, что революционеры вроде Троцкого столетия спустя находили родственные себе черты в образе Аввакума.
А ещё — если говорить о его литературном даре — он прекрасно владел русским словом. «Язык, а также стиль писем протопопа Аввакума и «Житие» его остаётся непревзойдённым образцом пламенной и страстной речи бойца, и вообще в старинной литературе нашей есть чему поучиться». (А.М. Горький). Оцените такие маленькие шедевры стиля, которые щедро рассыпало перо Аввакума:
«Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно».
«В горах тех обретаются змеи великие; в них же витают гуси и утицы — перие красное, вороны чёрные, а галки серые; в тех же горах орлы, и соколы, и кречаты, и курята индейские, и бабы, и лебеди, и иные дикие — многое множество, птицы разные. На тех горах гуляют звери многие дикие: козы, и олени, и зубри, и лоси, и кабаны, волки, бараны дикие — во очию нашу, а взять нельзя!»


Боярыня Морозова навещает протопопа Аввакума в тюрьме
Tags: Даты, История, Россия, клерикализм, революционеры
Subscribe

Posts from This Journal “революционеры” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments

Posts from This Journal “революционеры” Tag