Текст довольно спорный, но любопытный. Автор – итальянский коммунист Антонио Грамши (1891–1937). Написано ровно 105 лет тому назад, 1 января 1916 года.
«Каждое утро, когда я просыпаюсь под покровом неба, я чувствую, что для меня наступил Новый год.
Вот почему я ненавижу все эти новогодние праздники, которые приближаются, словно установленный срок погашения по кредитам, и делают нашу жизнь – и сам человеческий дух – вопросом коммерции, с её чётко обозначенным балансом финансовой ведомости, суммой задолженности и новым бюджетом.
Из-за новогодних праздников мы теряем ощущение непрерывности жизни и духа. В итоге, вы всерьёз начинаете верить в то, что существует некий переломный момент между одним годом и другим – что действительно начинается новая история. Вы принимаете какие-то решения, сожалеете о своей нерешительности, и так далее, так далее. Вот что, собственно, плохого в праздничных датах.
Говорят, что хронология – это костяк истории. Ладно. Но тогда нужно и признать, что несколько основных праздничных дат, которые прочно засели в мозгу каждого добропорядочного человека, сыграли дурную шутку с историей. Это касается и Нового года – в древнем Риме, в Средние века или в нашу эпоху.
Все эти знаменательные даты настолько проникают в само наше сознание, настолько «окаменели» в нём, что мы подчас действительно считаем, что жизнь в Италии началась только в 752-м году (создание Папского государства – А.М.) – а 1490 или 1492 годы возвышаются, словно горы, нагромождённые человечеством, внезапно оказавшемся в новом мире и новой жизни (годы начала творчества Микеланджело и первого плавания Колумба – А.М.).
Таким образом, сама дата становится неким препятствием на пути истории – чем-то, что не даёт нам возможности обозреть её непрерывность, развивающуюся по всё тому же неизменному фундаментальному пути, без этих резких обрывов – как если бы в киноаппарате порвалась плёнка, и в интервале между двумя кусками мы видели бы лишь ослепительно яркий свет.
Вот почему я ненавижу Новый год. Я хочу, чтобы каждое утро было для меня новым годом. Я хочу каждый день подводить для себя итог, и чтобы каждый день был для меня днём обновления. Без устали, не останавливаясь ни на один день. Я сам выбираю для себя паузы, когда чувствую себя буквально опьянённым интенсивностью жизни – или когда хочу погрузиться в собственную животную природу, чтобы черпать из неё новые силы и энергию.
Никакого духовного приспособленчества к времени. Я хочу, чтобы каждый час моей жизни был новым, но сохранял связь со всеми прошедшими. Никаких праздников, с их обязательной коллективной периодичностью – никаких праздников, которые я должен отмечать совместно с чужими мне людьми, до которых мне дела нет. Никаких праздников, которые отмечают только потому, что их праздновали деды наших дедов – а потому и мы, дескать, должны их обязательно праздновать.
Всё это вызывает лишь тошноту.
И по этой же причине я жду наступления социализма – потому что он выбросит на помойку все эти праздничные даты, которые не находят отклика в нашей душе. И если социализм и даст нам новые праздники, то это, по крайней мере, будут уже наши праздники – а не те, которые мы обязаны безоговорочно перенимать, копируя наших глупых предков».
Journal information