Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

7. Покаяние (признание ошибок). "В Каноссу!"


Михаил Храпковский (1905—1959). Клятва верности. Карикатура на Г.Л. Пятакова. 1937 год

Итак, продолжим рассматривать особенности политической борьбы при социализме. В предыдущих постах данной серии уже не раз говорилось, что все эти особенности вытекают из основополагающего различия: если при буржуазном строе конкуренцией, разделением в обществе, тотальной «войной всех против всех» гордятся, и выстраивают вокруг неё все основные институты политической борьбы, то при социализме подобного, наоборот, стыдятся. Считают это всё позорным «родимым пятном» и пережитком прошлого (что совершенно верно) и стремятся это «изжить» — в первую очередь за счёт повышения общей сознательности. Поняв этот главный факт, мы поймём логику и все главные отличия политической борьбы при социализме.
В целом, она напоминает что-то вроде затяжного клинча в боксе — только в отличие от бокса, сколь угодно длительный клинч не считается сам по себе нарушением. А вот выход из него — нарушение. И проигрывает почти всегда тот, кто первым выходит из клинча. Поэтому заставить оппонента выйти из клинча — это уже почти готовая победа.
Одна из форм такого клинча — возражение в форме согласия, которое рассматривалось в предыдущем посте. Но есть и более «радикальная» форма — признание собственных ошибок, или «покаяние». Отказать человеку в этом праве — заявить о своих ошибках — по нормам политической борьбы при социализме нельзя. Но «фокус» здесь заключается в том, что ошибки при этом признаются вовсе не все подряд, а весьма выборочно. Одни выдвигаются вперёд, на первый план, другие отодвигаются в тень или вовсе умалчиваются. И такое «покаяние» — часто вовсе не конец политической борьбы, а наоборот, её успешное начало. Например, движение сменовеховцев, бывшее весьма значительным фактором общественной жизни СССР в 20-е годы, да отчасти и позднее, началось именно как печатное «покаяние» белогвардейцев. Одна из статей в исходном сборнике движения «Смена вех» 1921 года так и называлась «В Каноссу!».
Надо понимать главное: что «покаяние» — это отнюдь не перерождение того, кто его совершает. Это умелый (или неумелый) ход политика, своего рода соглашение, компромисс, другой путь к успеху и победе. Конечно, само по себе оно отнюдь не гарантирует победы, но таких гарантий в политике вообще не существует. Оно может вести как к успеху, так и к поражению. Но оно позволяет продолжить старую борьбу на новых позициях. Вся история СССР пестрит разнообразными «покаяниями» всевозможных политических деятелей и сил. Покаяние сменовеховцев, покаяние Питирима Сорокина, покаяние патриарха Тихона, покаяние меньшевиков (включая, например, Давида Заславского, ярого антибольшевика), покаяние Бориса Савинкова, покаяния бывших левых и правых большевиков, покаяния многих лидеров белой эмиграции, включая Милюкова, который поддержал Красную Армию, и Маклакова, который в советском посольстве поднимал тост «За здоровье Сталина!», после войны — покаяние монархиста Василия Шульгина (ставшего довольно успешным публицистом в СССР в 60-е годы), покаяния абстракционистов (включая, например, Эрнста Неизвестного), телепокаяния ряда диссидентов (включая будущего президента Грузии Звиада Гамсахурдиа и священника Дмитрия Дудко), наконец, покаяние Бориса Ельцина 1987 года перед ЦК КПСС (которое не помешало ему стать президентом России несколько лет спустя и разогнать и запретить этот самый ЦК)... Это, конечно, далеко не полный список. Но он позволяет оценить масштаб применения данного политического приёма в СССР. Не будем даже затрагивать пока историю других соцстран, где тоже были признания ошибок, скажем, Лю Шаоци (которое ему не помогло) и Дэн Сяопина (которое потом позволило ему вернуть утраченные позиции и стать фактическим главой КНР).
Кстати, тот же Шульгин (чей день рождения как раз приходится на сегодня), охотно признавая свои былые ошибки, в то же время оставался столыпинцем и монархистом, и писал: «Помилованный и принесший покаяние, Шульгин не стоил бы и ломаного гроша и мог бы вызывать только презрительное сожаление». Парадокс? Вовсе нет. Просто надо понять главное: в любом покаянии есть только доля покаяния...
А это сатирическая заметка Доля «Кающиеся. (Нечто пророческое)» из журнала «Красный перец» за 1923 год. Она выдержана в футуристическом жанре, поскольку описывает воображаемый 1924 год, и тоже помогает понять масштаб и распространённость явления.

«КАЮЩИЕСЯ
(Нечто пророческое)

Тихон, меньшевики и атаман Тютюник оказались легки на почин...
Число кающихся возрастало с каждым днём.
В середине 1924-го года густые толпы кающихся повалили в Советскую Россию со всех сторон. Они заполняли улицы, мешая движению, лезли в приёмные Главбума, Моссельпрома, Пух-Пера и других несоответствующих учреждений, каясь, где попало. Врывались в кабинеты завов, вскакивали на трамвайные площадки и тут же начинали каяться. Пришлось всюду развесить плакаты: «Без доклада каяться не входить». «На площадках вагона каяться строго воспрещено»...
Дворникам пришлось даже на многих заборах мелом вывести:
«Здеся астанавливаца и каяца воз прыщ яица!»
Но это не помогало.
Милиционеры выбивались из сил, наводя порядок:
— Граждане-белогвардейцы, куды прёте? Говорят вам, тут каяться нельзя — движению мешаете! Честью просят...
— А где же у вас тут каются?
— Вон там, налево. Видите? Хвост тянется в полторы версты...
В хвосте было шумно и тесно. Кающиеся толкались и ссорились:
— Куда лезете вне очереди? Я за Гоцом стоял!
— А я — за Кусковой... Не толкайтесь, вы, Керенский!
— От Керенского слышу!
Кто-то зычно вопил:
— Куда суёшься, чо-орт? С меньшевистским рылом да в эсерный ряд!!!
Наряд милиционеров с трудом наводил порядок, до хрипоты взывая:
— Которые в учредилке каются — становись влево, которые в бандитизме — правее, а которые... Стой, ты куда прёшь, старушка, в архимандрячий хвост? По какой части каешься?
— По соглашательской, милый человек! Пусти меня поближе... Стара я. Бабушка я.
— Какая ещё там бабушка?
— Не простая, милочек, самая что ни на есть брешковская. Русской революции бабушка. Хоть самого Гессена спроси!
И тут же хлопнулась на колени и завопила:
— Прости, народ правос... тьфу, то бишь, народ рабоче-крестьянский! Согрешила я: была бабушкой революции, а стала чортовой бабушкой. Чернов попутал!
Расталкивая толпу, вперёд пробился длинноногий человек в штанах, сшитых из порфиры, с двумя заплатами сзади.
— Тут, что ли, претенденты каются? — спросил он. — Простите меня, окаянного, на престол хотел! А теперь согласен в казино поступить, только бы штатное жалованье...
Целый час каялся претендент, так что другие даже возроптали:
— Будет тебе! Дай и нам немного... Ишь, чорт, полдня один обкаял!..
Кающиеся всё прибывали...»



Все посты серии:
1. Чем отличается оппозиция при капитализме и социализме?
2. Чем отличается критика вождей при социализме и капитализме?
3. «Народ нас не поймёт»
4. Как критики властей в СССР добились своего
5. Голосование «против» при социализме и капитализме
6. Возражение в форме согласия как приём политической борьбы
7. Покаяние (признание ошибок). «В Каноссу!»
8. В чём отличие конфликтов при социализме?
Tags: История, СССР
Subscribe

Buy for 20 tokens
В 2024 году, кстати, причастные к #ВЛКСМ отмечали 105-летний юбилей создания в Саратове областной комсомольской организации. Для студента-второкурсника, конечно, же, было очень значимо, что он стал автором передовицы в газете, пусть и в многотиражке СГТУ имени Гагарина…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments