Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. Грамши



22 января исполнилось 130 лет со дня рождения итальянского коммуниста Антонио Грамши (1891–1937).

«Фашизм — это не санкционированное законом насилие со стороны класса капиталистов; укрепление государственной власти — это легализация этого насилия: известен исторический закон, что обычай предшествует праву. Итальянские фашисты подожгли помещение «Аванти!» в Милане и в Риме, «Пролетарио» в Пола и «Лавораторе» в Триесте, и ни один фашист не был наказан; укрепившееся государство не станет устраивать новых поджогов: оно запретит эти газеты «в законном порядке». Фашисты совершили нападения на палаты труда и социалистические муниципалитеты; укрепившееся государство распустит «в законном порядке» палаты труда и муниципалитеты, которые останутся социалистическими. Фашисты убивают активистов рабочего класса; укрепившееся государство будет «в законном порядке» отправлять их на каторгу и, после того как будет восстановлена смертная казнь, будет приказывать новому государственному чиновнику — палачу — убивать их «в законном порядке».
(Антонио Грамши, 24 ноября 1920 г.)

Какие меткие слова. Ведь ровно то же самое мы видим и в бывшем СССР. Ультраправые на Евромайдане несанкционированно повалили и разбили 8 декабря 2013 года памятник Ленину работы Сергея Меркурова. Государство не наказало их — вместо этого оно повалило и уничтожило все остальные памятники Ленину по всей стране. Нацисты устроили «шашлык по-одесски» в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года — никто из убивавших не был наказан, вместо этого государство «в законном порядке» арестовало тех находившихся в Доме профсоюзов, кто остался жив. Сейчас нацисты на Украине уничтожают памятники воинам Великой Отечественной войны, сражавшимся с фашизмом. Вы полагаете, государство накажет их? Нет. А что оно сделает — читайте в словах Грамши...



UPD от 5.04.2021. Немного размышлений на тему концепции культурной гегемонии Грамши.
Нередко, в том числе и в этом блоге, в комментариях приходится читать нытьё: почему у нас революционное и левое движение не развивается, не растёт, вот в царской России оно росло, как на дрожжах, в 1881 году уже в царя бонбы успешно метали, потом бодро-весело пошли другим путём, к 1903 году сколотили революционную марксистскую партию, к 1905 году было целое восстание в первопрестольной, а у нас... Что вообще делают левые?
Тем, кто так рассуждает, посоветовал бы ознакомимться с идеями Антонио Грамши, которые он изложил в своих «Тюремных тетрадях», написанных в фашистской тюрьме. В СССР они были опубликованы в 1959 году в третьем томе сочинений Грамши.


Борьба за культурную гегемонию в современном мире



Он отмечал, что власть любого класса держится не только на голом насилии, но и на согласии, убеждении, добровольном подчинении общества. Он называет это согласие гегемонией. Преодоление её — процесс «молекулярный», он не происходит в одночасье, а капля за каплей точит камень, постепенно, путём медленного, но неуклонного размывания. Так было, между прочим, с диссидентским движением в СССР. Которое отсчитывают с первой демонстрации диссидентов на Пушкинской площади 5 декабря 1965 года (потом демонстрация стала ежегодной), но началось оно даже несколько раньше. Все 26 лет до крушения СССР и социализма сперва диссиденты, а потом их идейные наследники «демократы» эпохи перестройки — капля за каплей размывали и подтачивали культурную гегемонию правящего класса СССР, которым был рабочий класс. Причём идейная работа шла во всех социальных слоях советского общества — не только среди интеллигенции, но и среди бюрократии, и даже среди самих рабочих (отсюда и многотысячные демонстрации 1990-1991 годов «Шахтёры за Ельцина!»). И диссиденты проповедовали не сами по себе, естественно, а при полном содействии и поддержке Запада, который тоже все свои рупоры пропаганды направлял на соцстраны. За их спиной стояла, прошу прощения за банальность, мировая буржуазия.
«Борьба за культурную гегемонию» звучит безобидно, но именно этот «мирный» и «ненасильственный» процесс подготавливает будущие перевороты. По Грамши, «главенство социальной группы проявляется в двух формах — в форме «господства» и в форме «духовного и нравственного руководства»... Социальная группа может и даже должна выступать как руководящая ещё до захвата государственной власти (в этом заключается одно из важнейших условий самого завоевания власти). Впоследствии, находясь у власти и даже прочно удерживая её, становясь господствующей, эта группа должна будет оставаться в то же время «руководящей».
Если воспользоваться этими определениями, то правящий рабочий класс СССР к 80-м годам ещё оставался (вплоть до 1991-го) господствующей социальной группой, все советские газеты и журналы открывались непременным лозунгом о пролетариях всех стран, но вот «руководящей» группой он быть перестал. Значительная часть общества поверила в благодетельную силу «свободного рынка», в его «ценности». То есть пошла за буржуазией, прежде всего западной — и её сторонниками, вольными и невольными, внутри СССР. Что и не замедлило сказаться в ходе переворотов 1991—1993 и последующих годов: было утрачено и господство рабочего класса, ставшее чисто формальным. К власти триумфально вернулась буржуазия.
Ровно тот же самый процесс, только в обратном направлении, происходил все десятилетия перед революцией 1917 года. Только когда общество поверило в то, что социализм, как его ни понимать, есть благо и необходимое будущее, он стал не только возможен, но и неотвратим.
Ну, а силовые перевороты, такие, как Октябрь 1917-го или Октябрь 1993-го, вовсе не противоречат завоёванной культурной гегемонии — в одном случае, рабочего класса, в другом — буржуазии, а вытекают из неё. Именно она (гегемония) рано или поздно делает их необходимыми и неизбежными.

Теперь вернёмся к ответу на вопрос, поставленный вначале: что в наше время делают левые? Или даже так: что они должны делать? Да вот это они и делают, и должны делать, понимая это или не понимая: завоёвывают культурную гегемонию в обществе. Это процесс совсем не простой и не необратимый: как его можно резко затормозить и отшвырнуть назад, мы можем видеть на примере всё той же Украины 2014 года. Или Италии 1922 года. Антонио Грамши мог наблюдать его из-за решётки муссолиниевской тюрьмы. Потому что классовые противники тоже не дремали и не дремлют...
Тем не менее никакого иного пути нет, и по нему и следует идти вперёд. Тогда в какой-то момент и новая Октябрьская революция перестанет выглядеть несбыточной сказкой, а станет исключительно техническим вопросом, делом времени.
Помните любимый тост диссидентов в брежневские годы? «Выпьем за успех нашего безнадёжного дела!» Но дело-то их вовсе не было безнадёжным, как им казалось... Оно победило, и все мы живём ныне на развалинах этой победы...


Тоже борьба за культурную гегемонию между социальными группами в 2020 году в западных странах
Tags: Даты, История, антифашизм, красные даты, революционеры
Subscribe

Posts from This Journal “революционеры” Tag

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

Posts from This Journal “революционеры” Tag