Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ (5)

5. Сравнительная характеристика трёх революций. Двоевластие (Жиронда). "Штурм Бастилии"
(из письма автора блога — политзаключённому Илье Романову)

Предыдущие серии:
1. О "периодической системе исторических элементов"
2. "Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт" (Мао)
3. Группы исторических элементов
4. Сравнительная характеристика трёх революций. "Революционная ситуация"

Исторический элемент "революционная ситуация" весьма неустойчив и естественным образом превращается в следующий исторический элемент — двоевластие. По-русски этот элемент можно было бы назвать "керенщиной".
Во Франции день наступления этой эпохи — 14 июля 1789 года, день взятия Бастилии — c 1880 года является главным национальным праздником. В СССР день Февральской революции 1917 года также был официальным праздником всё первое десятилетие после 1917 года, да и потом отмечался в календаре, хотя выходным днём уже не являлся.
Главное, что происходит в этот день — понаблюдав какое-то время за растущей и ширящейся трещиной в былом монолите власть имущих, приходит в движение народ. И возникает второй центр власти, противостоящий "старому режиму". Тут надо отметить, что "мотор" революционного двоевластия эпохи 1789-1993 годов действовал не в собрании депутатов, не в Зале для игры в мяч, а в кварталах и толпах парижского простонародья, готового с оружием в руках выйти на защиту революции.
Точно так же и в России в 1917 году центр революционной власти находился вовсе не в Таврическом дворце, где заседала Государственная Дума, и даже не в кабинетах министров Временного правительства. Нет, он находился на улице, в вооружённой солдатской и рабочей толпе, в грузовиках, заполненных революционным народом, возможно, в Петросовете, который мог непосредственно опереться на эту толпу и на эти ощетиненные штыками и красными флагами грузовики.
Разумеется, и в Английской революции отнюдь не сами депутаты парламента были её мотором, этот "мотор" находился в народной гуще, потом — в гуще революционной "армии нового образца".
Во Франции объект для революционной атаки 14 июля 1789 года был выбран народом безошибочно. Крепость-тюрьма Бастилия имела зловещую репутацию в глазах всех сословий, дворяне ненавидели её ничуть не меньше, а возможно, и больше простых людей, как символ королевского всевластия и угнетения. Ведь любой аристократ тоже мог быть бессрочно заточён в стенах Бастилии простым Lettre de cachet (королевским приказом на арест и заключение под стражу без объяснения причин). Кстати, согласно Lettre de cachet оказался в Бастилии один из её последних узников, аристократ маркиз де Сад, который, по легенде, и спровоцировал штурм, выкрикнув через окошко толпе, что тюремщики избивают заключённых. (Правда, его самого за эту выходку из тюрьмы перевели, так что среди семерых последних арестантов Бастилии, освобождённых восставшим народом 14 июля, его имени нет). В итоге крепость-тюрьма пала под натиском разношерстной революционной толпы, комендант маркиз де Лоне, приказавший стрелять в штурмующих и пытавшийся взорвать пороховой погреб крепости вместе с собой и всем её гарнизоном, был казнён восставшим народом. (Забавно отметить, что известный советский диссидент Вадим Делоне вёл свой род от этого самого коменданта и даже гордился таким родством: "Моим далёким предком был комендант Бастилии. За верность присяге королю ему отрубили голову в порыве «народного гнева» и торжественно носили её на пиках восставших по улицам Парижа... И зачем же было голову его на пику водружать и по всему Парижу носить! Это ж, согласитесь, хамство и низость!").
de_Launay & Vadim_Delone
Маркиз Бернар-Рене Жордан де Лоне (1740–1789), последний комендант Бастилии
Вадим Николаевич Делоне (1947–1983), советский диссидент, участник демонстрации 1968 года на Красной площади, отдалённый потомок маркиза де Лоне. Оба умерли в Париже...



Arrest of de Launay by an anonymous artist
Неизвестный художник. Арест де Лоне

Jean-Baptiste Lallemand_-_Arrestation_du_gouverneur_de_la_Bastille_-_1790
Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716–1803). Арест коменданта Бастилии. 1790

Взятие Бастилии 14 июля 1789 художника Жан-Пьера Уэля Jean-Pierre Houël_ Prise_de_la_Bastille
Жан-Пьер-Луи-Лоран Уэль (Jean Pierre Louis Laurent Hoüel, 1735—1813). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. 1789

[Раскрыть еще много картинок взятия Бастилии]La prise de la Bastille le 14 juillet 1789
Жан-Батист Лаллеманд (Jean-Baptiste Lallemand, 1716–1803). Взятие Бастилии 14 июля 1789 года. (Musee Carnavalet)

La prise de la Bastille. Charles Thevenin.
Шарль Тевенен (Charles Thevenin, 1764—1838). Взятие Бастилии. 1789      
Тевенен одним из первых обратился к теме взятия Бастилии в своей живописи


The storming of the Bastille by the French Guard and by the people 14 July 1789. Color engraving after Jean-Francois Janinet (1752-1814).
Jean-Francois Janinet (1752–1814). Штурм Бастилии 14 июля 1789

The storming of the Bastille by the French Guard and the people, 14 July 1789. Oil on canvas by an unidentified artist.
Неизвестный художник. Штурм Бастилии 14 июля 1789

1789-1791
Неизвестный художник. Штурм Бастилии 14 июля 1789. Около 1789-1791

The beginning of the demolition of the Bastille, 16 July 1789. Contemporary watercolor by Jean Pierre Louis Laurent Hoüel.
Жан-Пьер-Луи-Лоран Уэль (Jean Pierre Louis Laurent Hoüel, 1735—1813). Начало разрушения Бастилии. 16 июля 1789 года

Demolution
Начало разрушения Бастилии   Как известно, на месте бывшей крепости написали: "Отныне здесь танцуют"

Demolition du Chateau de la Bastille  v. 1790
Начало разрушения Бастилии. 1790


В России наступление двоевластия в Феврале 1917 года тесно связано с позабытым ныне словосочетанием "вооружённые грузовики". У монархиста Шульгина читаем о днях Февраля: "Минутами толпу прорезали кошмарные огромные животные, ощетиненные и оглушительно рычащие… Это были автомобили-грузовики, набитые до отказа революционными борцами… Штыки торчали во все стороны, огромные красные флаги вились над ними. Какое отвращение…"
А вот революционная открытка Февраля 1917 года, наоборот, прославлявшая эти самые грузовики ("Вооружённый грузовик готов в любой момент прийти на помощь борцам за свободу", — гласит подпись):
gruzovik01

Художественное изображение того же самого "февральского" грузовика:
gruzovik02 Луи де Робьен. Петроград, 1917 год.
Луи де Робьен. Петроград, 1917 год

И запечатлевшая его облик бесстрастная фотография:
gruzovik03

На картине Ивана Владимирова на такой февральский грузовик сажают арестованных революцией царских генералов:
gruzovik04_arresting-generals-during-the-revolution-in-february-1917_thumb_medium580_0
Иван Владимиров (1869–1947). Арест генералов. 1918

Февральские штыки. Революционная армия — опора революции (открытка 1917 года). Однако заметим, что наряду с красными бантиками и флагом солдаты держат вполне старорежимный лозунг "Война до полной победы". Очень характерно для исторического элемента "двоевластие" (керенщина, Жиронда) — совмещение старых и новых лозунгов и символов:
fevralotkr

Другая открытка 1917 года, отразившая осуществление революционной власти (как и "Арест генералов"):
gruzovik05_faraon

Иногда в эпоху двоевластия революционный и антиреволюционный центры власти сталкиваются, так сказать, лицом к лицу, вот как на этой картине, изображающей вторжение революционной толпы во дворец Тюильри в 1792 году. Справа — королева Мария-Антуанетта и её дети. Тоже весьма характерно, что головные уборы и королевы, и "смутьянок" украшает одна и та же революционная эмблема. И защитники революции, и её враги в эпоху двоевластия принимают или маскируются под один и тот же "революционный" цвет.
marianton13
Мария-Антуанетта с детьми, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года

Кстати, у этой картины есть и "продолжение" — те же две социальные и классовые силы, опять лицом к лицу друг с другом, только уже в якобинскую эпоху (тут мы немного вышли за пределы рассматриваемого исторического элемента). Нетрудно угадать исторические предпочтения художника:
Marie Antoinette being taken to her Execution, 1794
Джордж Гамильтон. Мария-Антуанетта перед казнью

Похожие сцены противостояния представителей старого режима и новой революционной власти мы видим и в других революциях. Вот, например:
Солдаты Кромвеля врываются в дом роялиста by J.Williamson for the book More Pictures of British History by E.L.Hoskyn, A & C Black, London, 1914.
Солдаты Кромвеля врываются в дом роялиста (by J.Williamson for the book "More Pictures of British History by E.L.Hoskyn", London, 1914)

Или здесь:
When did you last see your Father
Уильям Фредерик Йемс (William Frederick Yeames, 1835–1918). "Когда ты в последний раз видел своего отца?", 1878.
Считается, что картина изображает допрос младшего представителя роялистской семьи сторонниками парламента в эпоху Английской революции. Как же любят монархисты и вообще противники революций изображать представителей контрреволюции в образе невинных страдающих малюток...


Конечно, на этом характеристика исторического элемента "Двоевластие" далеко не закончена, а скорее, только начата. Продолжение — в следующем письме...
P. S. Напомню, как на данный момент выглядит таблица исторических элементов (вернее, её левая часть, полностью см здесь):

Tags: История, Романов Илья, Россия, Франция, мировая революция, переписка Энгельса с Каутским
Subscribe
promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И. Ульянова…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments