Помните эту сценку? Ведь тогда реставраторам под напором общественного мнения пришлось сдаться и отступить, и сам могущественный глава Администрации президента после такого оглушительного фиаско вылетел из своего кресла, как пробка из шампанского, как говорится, "на полпинка впереди собственного визга". Может быть, этот парад позора у доски финского фельдмаршала и был высшим мигом нашей Реставрации? Но, боюсь, такой взгляд излишне оптимистичен, ведь только сейчас на площади и улицы России выходили тысячи сторонников Реставрации, которые страстно хотят дальнейшего погружения в Тёмные века и ради этого прилежно светят в их темноту своими фонариками. Да, в Белоруссии их коллеги только что, как признали сами, "потеряли улицу". Но, как говорил в таких случаях Ленин, они побиты, но далеко не добиты ещё. Так что я бы особенно не обнадёживался, слишком многое указывает на то, что погружение в глубину Тёмных веков не закончено, будет продолжаться, и дно ещё впереди.
Но этот печальный факт ни в малейшей степени не должен влиять на то, что следует в данной ситуации делать левым. Как говорится, "делай, что должно, и будь, что будет". А что делать, известно: не подстраиваться к Реставрации, не вертеть её колёса ни с Навальным, ни с Кремлём, а сопротивляться их кручению в прошлое, даже если навальнята и путинцы дружно и заодно крутят их в одну сторону, т.е. назад.
А сейчас мы оказались именно перед такой ситуацией. Речь идёт, конечно, о судьбе памятника на Лубянке. Господам буржуям зачем-то понадобилось раздувать очередной раунд "холодной гражданской войны", ставя вопрос: князь Александр Невский или революционер Феликс Дзержинский? Зачем это провокационное противопоставление? В список почитаемых в СССР исторических деятелей князь Александр был внесён ещё в 30-е годы. Прославляющий его фильм "Александр Невский" был снят Сергеем Эйзенштейном и вышел на экраны ещё в 1938 году.
А возражал ли кто-то против этого? По правде говоря, были и возражавшие. Лев Троцкий писал в том же 1938 году: "Дело идёт о восстановлении преемственности с патриотическими традициями старой России. Задачей и здесь является создать над-социальные, над-классовые ценности, чтоб при их помощи успешнее дисциплинировать трудящихся и подчинять их жадной бюрократической сволочи. Официальная идеология нынешнего Кремля апеллирует к подвигам князя Александра Невского, героизму армии Суворова-Рымникского или Кутузова-Смоленского, закрывая глаза на то, что этот "героизм" опирался на рабство и тьму народных масс и что именно по этой причине старая русская армия оказывалась победоносной только в борьбе против ещё более отсталых азиатских народов или слабых и разлагающихся пограничных государств на Западе. При столкновении же с передовыми странами Европы доблестное царское воинство всегда оказывалось несостоятельным… Что до всего этого термидорианцам и бонапартистам? Им необходимы национальные фетиши... Александр Невский должен прийти на помощь Николаю Ежову".
Однако, если и бывает примирение красных и белых, то вот тогда оно как раз и состоялось. Образы Александра Невского и Дзержинского вместе и заодно поднимали в атаку красноармейцев в 1941-1945 годах. И в настоящее время подавляющее большинство тех, кто уважает Дзержинского, одновременно уважают и Александра Невского. На первый взгляд кажется абсурдом: зачем пытаться сшибить лбами этих исторических деятелей, когда они вроде бы давным-давно примирились между собой? Они же с 1941 года были де-факто на одной стороне, зачем снова разводить их по разные стороны баррикады?
Но на этот вопрос, как ни странно, косвенно отвечает та же цитата. В этом безумии есть система. Александра Невского зовут на помощь Абрамович, Вексельберг, Дерипаска и весь российский список Форбс, он призван им помочь против главного врага, которого олицетворяет собой Феликс Эдмундович. Дутое "национальное единство" пенсионера и олигарха, миллиардера и безработного никак нельзя прикрыть именем и образом Железного Феликса. Его не удаётся прикрыть Мавзолеем Ленина, поэтому Мавзолей аккуратно и драпируют каждый праздник с 2004 года. А вот образом князя Александра — вполне даже можно. Он для этого годится. Он почитался и в царские времена (был, как и в СССР, орден Александра Невского).
По сути, вот эти-то люди и стараются разжечь пламя гражданской войны, пусть пока и холодной, между Россией княжеской и царской, существовавшей в дореволюционные времена, и Россией советской. Кто это делает? Уж точно не красные и не левые. Красные и левые от этой ситуации находятся в недоумении и вовсе не рады внезапному "поединку" князя Александра и Железного Феликса... Это ровно те же, кто это сделал в 1918 году — буржуазия. Они без этой войны с советским проектом, с коммунизмом, без бесконечной декоммунизации, существовать не могут. Остановившийся велосипед падает. Вот отсюда и суть этого противопоставления — Александр Невский или Феликс Дзержинский? При этом инициаторы этого проекта голосования довольно неглупо, кажется, рассчитали, что нынешние оппозиционные правые никак не могут голосовать за Феликса — ведь он же страшный "чекист"! "Кровавая гебня", по-современному выражаясь. Поэтому навальнята и путинцы будут голосовать в данной ситуации заодно, в спайке, несмотря на все свои внутренние драчки — то есть против революционера Дзержинского и, видимо, за Александра Невского. Удивляться тут нечему: до этого охранители и либералы, "от Киселёва до Киселёва", вместе и заодно выступали, например, за переименование станции метро "Войковская" (правда, с треском провалились).
Ну, а что же в этой ситуации делать левым? По-моему, остаётся только одно: до конца бороться за Дзержинского. Хотя ситуация сейчас для них сложнее, чем с Войковской: там требовалось просто отстоять то, что и было. А здесь отстаивать пустоту в центре площади никто даже не предлагает, такого варианта нет, и вопрос поставлен ребром: Феликс или князь Александр? Вдобавок не будем забывать, что большое значение имеет не только, кто и как голосует, но и кто и как считает голоса.
Что ж... Уклониться от навязанного выбора невозможно, придётся выбирать. Вот очевидный кандидат левых и красных:
Journal information