У фашизма и либерализма есть общая основа — частная собственность и вытекающая из неё "война всех против всех", на которой построено буржуазное общество. Не зная автора, едва ли удастся угадать, кто сказал эти слова, известный либерал или известный фашист: "С тех пор, как Земля вращается вокруг Солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть, благодаря борьбе. Война — естественное и обыденное дело. Война идёт всегда и повсюду. У неё нет начала, нет конца. Война — это сама жизнь. Война — это отправная точка".
Но в любой войне всегда есть и проигравшие. Отношением к ним либерализм и фашизм отличаются. Суть либерального отношения лучше всего выразил Анатолий Чубайс, который сказал крылатые слова: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут".
Это — мягкий, "гуманный", либеральный подход к "войне всех против всех". Фашист так едва ли скажет, он смотрит на вещи по-другому. "Не вписавшиеся в рынок", "лузеры", то есть проигравшие в жизненной войне, в конкуренции, не должны вымирать стихийно, где попало, на улице и под забором. "Лишних людей" следует собирать в определённых местах, и затем организованно уничтожать. Так в Третьем рейхе поступали, например, с психбольными, инвалидами, престарелыми и другими "лузерами" (не всеми, эта практика только набирала обороты). В предельном варианте так предполагалось бы поступать со всеми безработными, бездомными, да и просто бедняками.
Journal information