Иллюстрация к роману советского фантаста Александра Беляева «Голова профессора Доуэля»
В комментариях к этому блогу возник спор о личности. Моя оппонентка, которая относит себя к леволибералам, написала:
«Нельзя и личность человека принижать... Человек даже вне общества обладает индивидуальностью, а в обществе его индивидуальность только увеличивается... Если вас всю жизнь общество пытается ломать под себя, а вы знаете, что это невозможно, вредно и недопустимо, то волей-неволей, рано или поздно принимаешь лево-либеральную точку зрения о важности прав личности и недопустимости тоталитарного общества, пытающегося менять личности под себя, а не меняться под личности... Именно «народ» — на 100% ложная сущность, принадлежность к нему — самое распространённое современное ложное сознание. Народа просто не существует, есть лишь личности, на основе различий и интересов формирующие группы, и, прежде всего — группы интересов». Дальше она написала такое, что делает её практически неотличимой от праволибералов: «Можно ли относиться к «российскому/русскому народу» иначе, как с ненавистью? Нет, нельзя! Потому, что это — просто набор негативных качеств, которые можно и нужно искоренять».
Но что тут интересно? Что леволибералы, начав с вроде бы красивой идеи «защиты личности», абсолютно логично приходят к идее о несуществовании таких «ложных сущностей», как народ, класс, человечество. И необходимости их «ненавидеть» и «искоренять».
Но на самом деле ложные тут не сущности, а сама постановка вопроса. С таким же основанием можно поставить вопрос и так: что важнее, человек в целом или, скажем, его голова? И пуститься в длинные рассуждения о «защите интересов головы», о том, что остальное тело может попирать её нерушимые права (например, когда оно необратимо выходит из строя, а голова могла и хотела бы жить дальше). И начисто игнорируя тот очевидный факт, что голова без тела не живёт. (Разве что в фантастике Александра Беляева про голову профессора Доуэля).
Так и «личность» всегда существует в обществе, в классовом обществе — в классе, и только в нём она и может существовать, как рыба в воде. Может ли рыба жить без воды? Может, но плохо и обычно недолго. Может ли личность жить без класса? Примерно так же. Следовательно, личность, взятая «сама по себе», вне класса и окружающего мира — это типичный «идеальный сферический конь в вакууме».
Конечно, могут сказать, что все декларации прав всех революций пестрят словами о правах личности. Но математики и физики с удовольствием трактовали и трактуют о таких понятиях, как Математическая Точка, Абсолютно Невесомая и Нерастяжимая Нить, Абсолютно Чёрное Тело, и прочая, и прочая. И всерьёз разбирают и выясняют их свойства — им так удобно — хотя, разумеется, не станут отпираться, что в реальности ничего такого не существует. Не так же ли обстоит дело и с «личностью»?
На то, что с точки зрения безоговорочного признания «прав личности» вся история, всё мироздание, вся классовая борьба окажутся осуждёнными, указывал ещё Л. Троцкий. Он писал (эти слова я уже не раз приводил, и даже включил в набор наиболее востребованных цитат классиков в верхнем посте этого блога): «С точки зрения так называемой абсолютной ценности человеческой личности революция подлежит «осуждению», как и война, как, впрочем, и вся история человечества в целом. Однако же самое понятие личности выработалось лишь в результате революций, причём процесс этот ещё очень далёк от завершения».
Кстати, биологу-дарвинисту Джулиану Хаксли (1887–1975) принадлежит довольно меткое замечание, что человечество — это осознавшая себя эволюция. По аналогии, личность в истории тоже можно назвать «классом, осознавшим себя». И не должно смущать, что этих сознаний у класса может быть много, даже очень много. Это просто множество зеркал, в которые смотрится класс, а через него — и вся вселенная. Конечно, в каждом зеркале отражение немножко отличается от другого, иногда даже сильно отличается, но ничего такого уж принципиально уникального в нём нет и быть не может.
Ну, а что происходит с леволибералами? Они замирают в благоговении перед понятием своей драгоценной, якобы «уникальной» и неповторимой Личности/Индивидуальности, а затем, в желании её оберечь и защитить от любой общности, будь то класс или партия, от «тирании» этой общности, переходят на другую, вражескую сторону баррикады. На сторону другого класса, ибо, повторюсь — вне класса и без класса личность не живёт, как рыба без воды или как отрезанная голова профессора Доуэля без тела. Благо, что отживший или отживающий правящий класс, будь то рабовладельцы, дворяне или буржуазия, всегда предоставляет самовлюблённой изнеженной «Личности» для её прихотей и капризов, для священной «Самореализации» гораздо больший простор, чем наступающий более передовой класс, которому в такой момент требуются определённая дисциплина и самоограничение.
В.И. Ленин по этому поводу писал: «Боязнь «тирании» отпугнёт от нас только дряблые и мягкотелые натуры».
Ровно так дело обстоит и в наше время...
Journal information