Такие матрёшки в 1990-1991 годах конфисковывали на Арбате и в других местах по «Закону о защите чести и достоинства Президента СССР». Что только повышало на них спрос. Их всё равно продавали, но из-под прилавка, на прилавке стояли матрёшки только со Сталиным-Лениным-Хрущёвым-Брежневым, Михаила Сергеевича же продавцы прятали в сумку, и отдавали непосредственно в руки покупателю. Позднее, года с 1992-го, на матрёшки с Горби, конечно, уже никто охоты не вёл, и они продавались невозбранно и беспрепятственно
Из свежих новостей: глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий считает необходимым ужесточить наказание за оскорбление президента России. Слуцкий отметил, что, например, в Бельгии наказание за оскорбление представителей власти составляет от двух до трёх лет лишения свободы, в Дании — от трёх до четырёх лет, а во Франции — штраф до 45 тысяч евро.
Г-н Слуцкий на год старше автора этих строк, и вообще-то мог бы помнить, как действовал ещё в СССР закон «О защите чести и достоинства президента СССР». Закон был явным признаком того, что государство накренилось на бок и вот-вот пойдёт на дно. Вся критика после принятия этого закона сосредоточилась на Горбачёве. Над ним смеялись все, кому не лень, и правые, и левые. Его изображали на настенных календарях с голым задом, а потом милиция конфисковывала эти календари и возбуждала по ним уголовные дела. Все очень веселились... Самую же замечательную «акцию» устроил официальный музей МВД, расположенный в районе метро «Новослободская». Он отвёл в своей экспозиции целую стеклянную витрину, посвящённую соблюдению закона о «защите величества». И эта витрина была целиком заполнена... предметами, оскорбляющими честь и достоинство президента СССР и конфискованными по этому закону. Были там, например, карикатурные матрёшки, изображавшие Горби и его предшественников.
Потом, как известно, Горби ушёл в отставку, и СССР распался, но витрина с насмешками над ним гордо красовалась в этом музее, как минимум, до конца 90-х годов... Наученные горьким опытом, в России после этого таких законов не принимали. Сейчас закон, по которому можно наказать в уголовном порядке за оскорбление главы государства, есть, но он не предусматривает лишения свободы (в отличие от горбачёвского закона, по которому могли дать до 6 лет заключения). Поэтому его действие особого внимания не привлекает. Но сейчас прежний опыт забылся, и у кого-то из лизоблюдов-охранителей зачесались руки...
Хотя не только в России, но и в других странах история подобных «персональных» законов весьма горька и печальна для тех, чьё достоинство и величие они якобы оберегали. Например, во Франции при короле Луи-Филиппе карикатуристы, чтобы избежать действия закона о защите величества, стали изображать своего обожаемого монарха в виде груши. На одном из судов по этому закону судья возмущённо заметил, что его величество совсем не похож на данный фрукт! Тогда подсудимый, художник Шарль Филиппон, мгновенно набросал рисунок «король превращается в грушу», доказывавший их внешнее сходство.
Король Луи-Филипп и рисунок Оноре Домье с наброска Шарля Филиппона, за который тот был осуждён в 1831 году
За который мсье Филиппон, конечно, получил обвинительный приговор — но зато монарх навсегда остался в истории как «король-груша». (Этот рисунок Филиппона я помню, между прочим, по своему учебнику новой истории, по которому учился в советской школе). Доходило до такого, по рассказу Виктора Гюго: «Раз летним вечером Луи-Филипп, возвращаясь пешком во дворец, заметил карапуза, который, обливаясь потом и приподнимаясь на цыпочках, старался нарисовать углём огромную грушу на одном из столбов решётки в Нельи. С присущим ему добродушием, унаследованным от Генриха IV, король помог ребёнку и сам нарисовал грушу, а затем дал ему луидор, пояснив: «Тут тоже груша».
Ещё один рисунок с «королём-грушей»:
А как выходили из положения русские художники? Вот знаменитая карикатура 1905 года, она изображает какого-то странного двуглавого орла, довольно уродливого на вид.
Но стоит перевернуть её вверх ногами, и перед нами предстаёт государь император — не в самой выигрышной и приличной позе... (Представляю, как взвыла бы г-жа Поклонская). И этот рисунок-перевёртыш тоже, как и груша Филиппона, навсегда вошёл в историю карикатуры.
Так что если кто-то желает принять нынче такой закон, то принимайте, господа, принимайте. По крайней мере, потомкам будет над чем горько посмеяться...
Желающие узнать, как действовали такие законы в других странах, могут почитать также известный рассказ Ярослава Гашека «Повесть о портрете императора Франца-Иосифа I».
https://www.litmir.me/br/?b=9942&p=1
Источник
Journal information