Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

День в истории. «Советская страна великолепная, а искусство — г...вно!»


Игорь Грабарь. Крестьяне-ходоки на приёме у Ленина. 1920—1939

Бросив взгляд на заглавную картину, читатели поста, вероятно, решат, что речь пойдёт о типичном советском художнике. Советском — пожалуй, хотя уже в досоветский период он был знаменит, но уж точно не типичном...
Игорь Эммануилович Грабарь (1871—1960), день рождения которого — 25 марта, сыграл весьма значительную роль в повороте советского искусства от революционного авангарда к классической традиции в 30-е и 40-е годы. Автор этих строк, будучи в данном художественном споре скорее на стороне авангарда, не станет отрицать яркость и колоритность такого деятеля, как Грабарь. В 20-е годы он дружил с Натальей Седовой-Троцкой, которая тогда была большой фигурой в культурной политике СССР, в 40-е годы так же непринуждённо чувствовал себя в кабинете Сталина. О художнике Грабаре можно написать очень много, не меньше и о нём как об искусствоведе. Но с точки зрения истории его значение весьма выпукло рисует один эпизод художественной борьбы 40-х годов.
Собственно говоря, поворот советского искусства к традиции уже совершился, ещё в середине 30-х, его обозначили статьи в «Правде» «О художниках-пачкунах», «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь» и т.д., которые, казалось бы, должны были дать всем понять, как теперь следует относиться к искусству первых революционных лет. Но не все поняли... А вот Игорь Эммануилович чётко ухватил суть этого нового отношения и выразил его с присущей ему ёмкой афористичностью (см заголовок поста). :)


Борис Кустодиев. Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря. 1915

В разговоре с коллегами-художниками Грабарь мимоходом назвал советское искусство «г*вном». Они решили было, что это случайная реплика, но не тут-то было. Из выступления художника Е.А. Кацмана в 1947 году:
Тов. Кацман: «Мы сначала не обратили внимания на эти слова и на эту мысль, но Грабарь сам в каком-то озлобленном и повышенном тоне сказал: «И вообще должен вам сказать, что Президиум Академии Наук презирает советское г…вно в академической среде». Во всяком случае, он выразил такую мысль, что Академия Наук, как учреждение, отрицательно относится к советскому искусству. Кроме того, сделавши паузу, как будто что-то вспоминая, он вдруг сказал: «Должен вам сообщить, что в беседе с товарищем Молотовым о советском искусстве…»
Где была беседа, с кем беседа — это для меня осталось неясным.
Тов. Перельман: Он ясно сказал где — при формировании Парижской выставки.
Тов. Кацман: Товарищ Молотов выразил такую мысль, что с советским искусством дело не может выйти, в смысле самого искусства мы не можем конкурировать с Европой и Америкой; мы можем зато брать тематикой и агитацией.
Тут кончилось заседание, мы пошли одеваться и, когда надевали пальто, Грабарь, обнявши меня за плечи, иронически и ядовито сказал: «Да, Евгений Александрович, вот Вы всё мечтаете о продолжении великих традиций русского искусства, не выйдет, не выйдет, — г…вно, г…вно наше искусство».
Я начал понимать, что выступление Грабаря совершенно невозможное, непозволительное, и первое, что мне хотелось — мне хотелось сказать, что он противоречит себе в вопросах традиций нашего искусства. И я сказал ему: «А не знаете ли Вы такого советского художника, который помогает делу передачи традиций советскому искусству, фамилия его Грабарь, он написал книги — о Репине и о Серове». Он на это ничего не ответил, а я ещё сказал следующее: «Я не могу согласиться с Вашими предсказаниями, потому что я думаю, что наша великолепная советская страна должна родить и великолепное советское искусство». Он меня перебил и сказал: «Да, да, страна — великолепная, а искусство г…вно».

Совсем незадолго до этого разговора Игорь Эммануилович побывал на приёме у Сталина, и просто лаконично разъяснял коллегам-художникам суть новой художественной политики, идущей с самого верха. Ведь кем были оппоненты Грабаря? Тот же Евгений Кацман в 1936 году был под обстрелом самой газеты «Правда» в числе «художников-пачкунов». Маститый историк искусства Владимир Кеменов (1908—1988) тогда писал о нём в главной партийной газете в статье «Против формализма и натурализма в живописи»: «В групповых портретах Кацмана (пионеры, семья и др.) слащавая умилённость людьми превращает их в каких-то святых, у которых розовато-бледные лица, сияющие в самых неожиданных местах, просветлённо-наивные глаза, серьёзно сжатые губы и молодцевато-умный, проникновенный взгляд. Даже композиция у Кацмана построена, как иконостас: одна фигура приставляется к такой же другой, другая — к третьей, и так без конца. Можно приписать или урезать сколько угодно близнецов — «пионеров» или «крестьян», киот от этого ничуть не пострадает».


Евгений Кацман (1890—1976). «Калязинские кружевницы». 1928

Примерно такому же обстрелу подвергались и другие единомышленники Кацмана. К 1947 году они могли бы уже кое-что понять... Однако продолжали не понимать и возмущаться.


Карикатура на творчество Е. Кацмана, А. Тышлера и других художников-авангардистов. 1936 год

«Тов. Перельман: Это не первый раз у нас с ним была дискуссия на эту тему... Грабарь всегда приходил в неистовство, когда поднимался этот вопрос, он только не прибегал к таким антисоветским формулировкам. Он просто говорил, что мы не имеем права ставить вопрос и равняться с такими гигантами, как Врубель, Серов и др. «Вот когда умрём, тогда и можно разобраться в этом!.. То, что я делаю, это дерьмо в сравнении с Врубелем и Серовым, давайте кончим об этом разговор, и вообще то, что делают советские художники, это г…вно по сравнению со старыми мастерами».
Тогда я вступил в полемику с ним и сказал: «Представьте, что Вам будет поручено — Вы знаете о триумфальном шествии нашего искусства за границей — поехать с этой выставкой. Как же Вы можете с такими установками поехать?» Он ничего не ответил.
Мы решили прервать на этом разговор… По существу говоря, он, очевидно, хотел сказать, что мы, советские художники, не можем идти ни в какое сравнение со старыми мастерами… Но ведь советское искусство становится и сделалось уже передовым искусством всего мира! Грабарь... говорит: «Я должен Вам прямо сказать — академики ничего не принимают из советского искусства». Что это значит: «не принимают», как «не принимают»? <…> Когда мы вышли с этого заседания, мы заговорили настоящим, правильным политическим языком. Плохо, что на заседании об этом не заговорили! Плохо, что мы немедленно не собрали специального Правления. Поэтому я считаю правильно ставить вопрос о Грабаре не только в аспекте его высказываний на нашем Правлении — это сузит вопрос — а надо ставить вопрос о всей деятельности Грабаря в целом».
Бедолаги, право слово. :)



Теперь мы, конечно, понимаем, что советское искусство, включая и авангард первых революционных лет, и соцреализм 40-х и 50-х годов, вовсе не было «дерьмом» или «г...вном» по сравнению со «старыми мастерами». Просто таков уж был поворот политической линии 40-х годов, что традицию следовало ставить выше современности и уж тем более выше искусства первых революционных лет. Кто сказал «Термидор» и «Брюмер»? Но, кстати, ни Термидор, ни Брюмер не отвергают начисто революционное наследство, просто они его соединяют, более или менее органично, с наследием дореволюционной традиции. А с другой стороны, и Термидор, и Брюмер готовят Реставрацию, которая уже ставит такую задачу: стереть начисто всё революционное наследство, включая и область искусства. Это то, что мы, между прочим, наблюдаем сейчас в бывшем СССР и особенно ярко — на Украине, где беспощадно громят всё, оставшееся от советской эпохи, не стесняясь ни художественной, ни исторической ценностью подлежащего погрому. (В своё оправдание они могли бы повторить слова Игоря Эммануиловича, что «советское искусство — это г...вно», хотя с его словами про «замечательную страну» уже не согласились бы...) Сумеем ли мы предотвратить такой же масштабный погром в России? Пока что этот вопрос остаётся открытым...

В заключение стоит заметить, что революционная тема, в общем-то, нетипична для искусства Грабаря. А что типично? Пейзажи, например, полюбившаяся народу (судя по количеству репродукций в советское время) «Рябинка» (1915):



Или бесчисленные изображения зимнего инея, в которых Грабарь считался непревзойдённым мастером. Не особенно отступая от реализма, он превращал зимний русский пейзаж в нечто фантастическое. Впрочем, судите сами:


Игорь Грабарь. Зимнее утро. 1907

«Февральская лазурь» считается одной из лучших работ художника. Его привела в восхищение зимняя берёзовая роща в сочетании с синевой солнечного февральского дня. И к созданию картины он подошёл основательно: вырыл в снегу яму метровой глубины, чтобы охватить мощное дерево одним взглядом. И две недели писал картину, стоя в этой снеговой траншее. Искусство требует жертв. :)


Игорь Грабарь. Февральская лазурь. 1904


Игорь Грабарь. Мартовский снег. (За водой). 1904

Могу в порядке курьёза заметить, что одно из моих самых первых политических впечатлений в жизни связано как раз с фамилией Грабаря. Было это в 1975 году, когда мне было, ха, шесть лет. Самого художника к тому времени уже не было в живых (он умер ещё в 1960 году). А вот наследники его загородного дома завели дружбу с диссидентами, начиная с Солженицына, которого они как минимум однажды привозили к себе незадолго до его высылки из СССР. Солженицын тогда хотел снять дом где-то неподалёку. Из рассказа их соседки Натальи Немчиновой: «У Грабарей были сборища диссидентов, и вообще они со многими дружили, кто был неугоден властям. К ним много интересных людей приезжало: диссидент Есенин-Вольпин, например. Генриха Бёлля, я знаю, на дачу к ним не пустили [в 1979 году, когда он приезжал в СССР]. Конечно, они были тогда как бельмо на глазу... И вот однажды иду я по нашему участку, грибы собираю. Дошла да угла — и вдруг вижу: окопчик, трава наложена бруствером, и лежит человек на нашем участке в уголке рядом с забором Грабарей. Он увидел меня и палец к губам прижимает: молчи, мол».
Ну, вот пожар этой дачи, который я хорошо запомнил, в октябре 1975 года, и который тоже объясняли возмездием вездесущего КГБ, и был тем впечатлением, которое я упомянул выше.


Игорь Грабарь. Автопортрет с женой. 1923


Игорь Грабарь. Букет роз. 1938


Игорь Грабарь. Васильки. Июнь. 1937


Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой (в белом халате). 1934


Игорь Грабарь. Портрет старого большевика М. Морозова. 1934


Игорь Грабарь. Автопортрет. 1952


Игорь Грабарь. В.И. Ленин у прямого провода. 1927—1933

И.Э. Грабарь о работе над картиной: «Я был уверен, что в ночной обстановке, под утро, Владимир Ильич был в помятом костюме, в ночной сорочке — может быть, в туфлях. Ничего подобного. «Ильичу была органически противна всякая неряшливость — в жизни, обстановке, костюме, — говорили мне. — Всегда был опрятно одет, в дневной сорочке, при галстуке, в штиблетах».
«Только зимой 1929/30 года я напал на тот стержень, который я искал и которого мне недоставало для того, чтобы вплотную подойти к теме. Я несколько раз менял все позы, в том числе и позу телеграфиста у аппарата Бодо. Первоначально он смотрел у меня вниз, на клавиатуру. Я решил повернуть его к Ленину, и этот поворот привёл меня логически к новой, основной концепции картины. Юноша-телеграфист не просто смотрит на Владимира Ильича, чтобы хорошо слышать, что тот диктует. Под влиянием длительной беседы и осознав грандиозность разворачивающихся где-то далеко событий, о которых он только что принял сообщения, юноша сам ими захвачен, восторженно слушает ответ Ленина — прямой, ясный, не допускающий кривотолков и возражений, — и впивается глазами в вождя, за дело которого он готов отдать свою жизнь».


Игорь Грабарь. В.И. Ленин у прямого провода. Фрагмент

«В чём только не упрекали меня по поводу этой картины! «Неизвестно, почему взята такая розовая комната, не идущая к сюжету», «Неизвестно, почему кто-то спит на диване», «Почему «ампирная» мебель?», «При чём тут двойной свет?» и прочее... Только потому, что так это всё было, что я шесть лет потратил на то, чтобы добраться до всего того, что с такой лёгкостью берётся под сомнение».

Tags: Даты, Искусство, История, Россия
Subscribe

Posts from This Journal “Искусство” Tag

  • Полвека «Бульдозерной выставки» (в 50 иллюстрациях)

    Сентябрь 1974. Выставка в Измайлове, последовавшая сразу за Бульдозерной Полвека назад, 15 сентября 1974 года, в Москве у метро «Беляево»…

  • Советское творчество о 11 сентября

    Виктор Семёнович Иванов. Плакат «Чили. 11 сентября 1973 года». 1977 В СССР помнили и отмечали как трагическую дату другое 11 сентября, конечно.…

  • День в истории. 15 нестареющих карикатур Бидструпа

    Брызги 10 сентября — день рождения датского художника-коммуниста Херлуфа Бидструпа (1912—1988). Странное дело — всё дальше уходит от нас время…

  • День в истории. Раневская

    Фаина Раневская в роли Мачехи в фильме «Золушка» (1947) 27 августа — день рождения Фаины Раневской (1896—1984) — актрисы, у которой было довольно…

  • Не пьёт одеколон

    Ален Делон Не стало Алена Делона (1935—2024) — одного из красавчиков французского кино, на которого вздыхали миллионы советских зрительниц…

  • 115 лет автору «Отдыха после боя» (25 иллюстраций)

    Юрий Непринцев. Отдых после боя. 1955 Народный художник СССР Юрий Непринцев (1909—1996), со дня рождения которого 15 августа исполнилось 115 лет,…

  • День в истории. Автор «Двух вождей после дождя»

    А.М. Герасимов на фоне картины «Деревенская баня». 1938 У Александра Герасимова (1881—1963), «любимого живописца Сталина», как его неофициально…

  • Ещё к юбилею Ильи Репина

    Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин. Поместье Пенаты, Куоккала. 1905 год. Автор фото: Карл Булла. 1. Ещё к 180-летию Ильи…

  • К 180-летию Репина

    Почтовая открытка. 1917 (?). «Илья Ефимович Репин изображает волну освободительного движения». 5 августа — 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича…

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Posts from This Journal “Искусство” Tag

  • Полвека «Бульдозерной выставки» (в 50 иллюстрациях)

    Сентябрь 1974. Выставка в Измайлове, последовавшая сразу за Бульдозерной Полвека назад, 15 сентября 1974 года, в Москве у метро «Беляево»…

  • Советское творчество о 11 сентября

    Виктор Семёнович Иванов. Плакат «Чили. 11 сентября 1973 года». 1977 В СССР помнили и отмечали как трагическую дату другое 11 сентября, конечно.…

  • День в истории. 15 нестареющих карикатур Бидструпа

    Брызги 10 сентября — день рождения датского художника-коммуниста Херлуфа Бидструпа (1912—1988). Странное дело — всё дальше уходит от нас время…

  • День в истории. Раневская

    Фаина Раневская в роли Мачехи в фильме «Золушка» (1947) 27 августа — день рождения Фаины Раневской (1896—1984) — актрисы, у которой было довольно…

  • Не пьёт одеколон

    Ален Делон Не стало Алена Делона (1935—2024) — одного из красавчиков французского кино, на которого вздыхали миллионы советских зрительниц…

  • 115 лет автору «Отдыха после боя» (25 иллюстраций)

    Юрий Непринцев. Отдых после боя. 1955 Народный художник СССР Юрий Непринцев (1909—1996), со дня рождения которого 15 августа исполнилось 115 лет,…

  • День в истории. Автор «Двух вождей после дождя»

    А.М. Герасимов на фоне картины «Деревенская баня». 1938 У Александра Герасимова (1881—1963), «любимого живописца Сталина», как его неофициально…

  • Ещё к юбилею Ильи Репина

    Максим Горький, Мария Андреева, Наталья Нордман, Илья Репин. Поместье Пенаты, Куоккала. 1905 год. Автор фото: Карл Булла. 1. Ещё к 180-летию Ильи…

  • К 180-летию Репина

    Почтовая открытка. 1917 (?). «Илья Ефимович Репин изображает волну освободительного движения». 5 августа — 180 лет со дня рождения Ильи Ефимовича…