Но эту диалектику революции либералы ещё не постигли и не выучили, и пока просто наивно прекраснодушествовали, не понимая до конца ни законов истории, ни, прежде всего, самих себя.
Рисунок из мартовского № 12 «Нового Сатирикона»:
Рисунок Алексея Радакова. «Плач Смерти. Смертная казнь в России уничтожена».
Рисунок сопровождался высокопарными стихами того же Алексея Радакова по теме:
Другая либеральная пресса тех дней, разумеется, тоже не обошла вниманием такое событие, которое казалось историческим. Журнал «Бич» изображал радующихся в камере Петропавловской крепости бывших царских министров.
Рисунок Ивана Степанова. Журнал «Бич». «Первые воспользовавшиеся.
«Заутра казнь, но без боязни
Он мыслит об ужасной казни»
потому что по указу Временного Правительства смертная казнь в России навсегда отменяется...»
Никогда не говори «навсегда...»
Похожим образом комментировал событие и мартовский номер журнала «Будильник», который к министрам в Петропавловке добавлял и бывшего царя Николая II:
«Смертная казнь отменена. — Всё-таки новое правительство больше заботится о нас, чем мы заботились о них».
Впрочем, ближе к истине оказался подписавшийся инициалом Z. автор того же «Бича», который в № 17 от 30 апреля высказал иной прогноз будущности Николая Романова:
И действительно, спустя год и три месяца (хотя по меркам революции это огромный срок) прогноз сбылся... Спустя ещё пару месяцев прилетело и многим бывшим царским министрам, которых большевики вначале великодушно выпустили, но которые после начала гражданской войны не успели покинуть пределов РСФСР.
Что же до самой смертной казни, то она вернулась уже в августе 1917-го и, что забавно, её возвращение приветствовал одобрительным рисунком в «Новом Сатириконе» тот самый Алексей Радаков, который так пламенно витийствовал в марте по случаю её отмены...
Рисунок А. Радакова. «Ввиду невозможности борьбы иными мерами с губящими страну элементами восстанавливается смертная казнь». (Из газет). «Варяг наших дней.
— Смерть: — Господа, мне даже как-то неловко появляться в роли усмирительницы там, где сейчас должна это делать сама Свобода...»
Но тут мы забежали вперёд, на целую «эпоху», какой, по меркам революции, являются сто дней. Дойдём и до этого в свой черед, вместе с революцией...
Предыдущие посты по теме:
Революция с «Новым Сатириконом» (1). Отречение
Революция с «Новым Сатириконом» (2). Конец полиции
Революция с «Новым Сатириконом» (3). Цензура всё
Революция с «Новым Сатириконом» (4). Арест царских министров
Journal information