
Обложка специального номера журнала «Крокодил», посвящённого подхалимам. 1937 год
Второе важное непонимание событий 1936—1938 годов заключается в неясности для многих в наше время того факта, что современники видели в этих событиях борьбу против начальства. Причём начальства, заболевшего, как тогда говорили, «комчванством», зазнайством, высокомерием, оторвавшегося от трудящихся, полюбившего «сладкую жизнь», окружившего себя подхалимами. Ровно то же самое ощущение у масс было в перестройку, а в Китае — во время «культурной революции» 60-х годов. Именно это и обеспечивало этим процессам широкую поддержку.
Вот типичные карикатуры на начальников из печати 1937—1938 годов, иллюстрирующие этот факт. Все или почти все эти картинки, или очень похожие, могли бы появиться в годы перестройки, и тоже встретили бы в обществе одобрение.

Рисунок Константина Ротова (1902—1959). 1937 год. «Начальство охотится. — Ваш песик утомился! Разрешите я за него побегаю по горячим следам!»

Рисунок Юлия Ганфа (1898—1973). 1937 год. «Принимали начальство. — Ну, Пётр Петрович уехал! Ты можешь закрыть свою спину, а я — разогнуть свою».

Рисунок Ю. Ганфа. 1937 год. «Обиженный. — И как они смеют говорить, что у меня нет связи с массами, когда результаты налицо!».

Рисунок Михаила Черемных (1890—1962). 1937 год. «Загадочная картинка. Кто в этом городе председатель горсовета?».

Рисунок Бронислава Малаховского (1902—1937). 1937 год. «— Папа, это они перед директором парка пресмыкаются?..».

Рисунок К. Ротова. «Трезвый учёт. — Для меня эти тайные выборы — явный провал!».

Рисунок Леонида Сойфертиса (1911—1996). 1937 год. «Среди сослуживцев.
— Нет уж, позвольте, я вашим деткам сам спинки потру. У меня опыт-с!
— Вот как! Вы тоже многосемейный?
— Нет, я-то холост! Но ваш предшественник, — так тот тоже был многосемейный».

Рисунок М. Черемных. 1938 год. «Голый подхалимаж. — Разве я столько цветов в веник вплести приказывал?! С минуту на минуту Кузьма Кузьмич париться прибудут...».

Рисунок Леонида Бродаты (1889—1954). 1938 год. «Подхалим на дому.
Вышестоящий гость. — Молодец, девочка! Папу ты хорошо нарисовала... А теперь нарисуй меня.
Отец: — Что вы, Семён Семёнович, она ещё не умеет так красиво рисовать!».

Рисунок Л. Сойфертиса. 1937 год

Рисунок Л. Бродаты. 1938 год. «Обман зрения. — Смотрите, он опускается прямо до земли. — Совсем наоборот: он идёт в гору».

Рисунок М. Черемных. 1938 год. «Сгорел на работе, или история несчастной любви к непосредственному начальству».

Рисунок Бориса Пророкова (1911—1972). 1939 год. «Тонкий подхалим. — Семён Порфирьевич, уступите эту книгу мне. Она вам ни к чему при вашем служебном положении». (Начальник читает книгу Гельвеция «Об уме»).

Рисунок К. Ротова. 1939 год. «Загадочная картинка. Найдите здесь начальника».

Рисунок Ю. Ганфа. 1939 год. «— Явный подхалим! Я, как начальник, обязательно укажу ему на это, как только он донесёт мои вещи до дачи».
Ну, а как общий вывод для читателей того времени...

Рисунок К. Ротова. 1937 год. «Хамелеон, несомненно, обладает удивительной способностью изменять цвет... (Чарльз Д. Корниш. Жизнь животных»). Враг принимает окраску той среды, в которой он находится»
«Под ветром самокритики шишки падали», — как заметил автор 1937 года, процитированный в предыдущем посте. Могут задать вопрос: но ведь в любом социальном столкновении бывают, как минимум, две стороны. И если руководство, которое принимало на себя удар событий, смотрелось в печати тех дней столь нелицеприятно, в чёрных красках, то, может быть, его противников изображали в розовых тонах, залакированно, идеализированно? О, нет!.. В этом, пожалуй, будет ещё одна неожиданность тех событий для современного читателя.
(Продолжение следует)
ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ
Journal information