Елена Молоховец
10 мая (28 апреля) — день рождения Елены Ивановны Молоховец (1831—1918). Автора знаменитой книги «Подарок молодой хозяйке» (1861), содержавшей около 1500 рецептов приготовления различных блюд. Книга была настолько популярной, что не только была издана и переиздана тиражом в 300 тысяч экземпляров (огромные цифры для малограмотной царской России), но и вызвала целый ряд подделок. Многие, наверное, слышали апокрифическую цитату из её кулинарного труда: «Если вдруг появятся двадцать гостей, не волнуйтесь. Спуститесь в погреб и возьмите один-два окорока, которые там висят. Возьмите фунт масла и две дюжины яиц…». На самом деле ничего подобного у самой Молоховец нет.
Написала она также ряд менее известных книжек, таких, как «В защиту православно-русской семьи», «Монархизм, национализм и православие» и др. Настрочила и что-то вроде медицинской энциклопедии с бойкими советами: например, если у вас потеют руки — следует «весною взять в руки по молодой лягушке и держать их в руках до тех пор, пока не околеют». В случае родовых мук «…больше чем когда-либо помогает молитва и просьба о помощи свыше…». Энциклопедия вызвала гнев Русского общества охранения народного здравия, которое обвинило автора в шарлатанстве и погоне за наживой: «Не знаем, чем больше возмущаться: непозволительным невежеством г-жи Молоховец или её нахальством!»
А о классовой позиции Молоховец нетрудно сделать вывод и из её главного труда, по таким откровенным фразам, как:
«Когда это мясо при костях сварится, снять его, изрубить и употребить на фарш для пирожков, караваев, подаваемых к супу, на форшмак и т.п. или отдать прислуге».
Самая знаменитая поваренная книга царской России
«Голова воловья употребляется на студень, для беднейшего класса людей и для прислуги».
«Каждые 10—15 минут сливать в горшочек растопленный жир, пока весь не растопится и не останутся одни шкварки, которые отдать прислуге к какой-нибудь каше».
Даже любопытно, как она смотрела на вещи последние год-полтора своей жизни, когда высоко ценимые ей «монархизм, национализм и православие» полетели в тартарары, а она сама внезапно переместилась в ряды «беднейшего класса». Sic transit... Но никаких сведений о её жизни в 1918 году нет. Журналы в это время печатали такие, например, шутки: «Благодаря принятым Советской властью мерам к оздоровленью буржуазии некоторые болезни, как-то: черезмерная полнота, отсутствие аппетита, хандра, сахарная болезнь и т.д. совершенно исчезли из среды буржуазного общества». (Это из журнала «Красный дьявол» за апрель 1918-го). Вообще-то, конечно, догадаться об отношении г-жи Молоховец к происходящему нетрудно...
Арсений Тарковский
ЕЛЕНА МОЛОХОВЕЦ
«...после чего отжимки можно отдать на кухню людям».
Е. Молоховец. Подарок молодым хозяйкам. 1911.
Где ты, писательница малосольная,
Молоховец, холуйка малохольная,
Блаженство десятипудовых туш
Владетелей десяти тысяч душ?
В каком раю? чистилище? мучилище?
Костедробилище?
А где твои лещи
Со спаржей в зеве? раки бордолез?
Омары Крез? имперский майонез?
Кому ты с институтскими ужимками
Советуешь стерляжьими отжимками
Парадный опрозрачивать бульон,
Чтоб золотым он стал, как миллион,
Отжимки слугам скармливать, чтоб ведали,
Чем нынче наниматели обедали?
Вот ты сидишь под ледяной скалой,
Перед тобою ледяной налой,
Ты вслух читаешь свой завет поваренный,
Тобой хозяйкам молодым подаренный,
И червь несытый у тебя в руке,
В другой — твой череп мямлит в дуршлаге.
Ночная тень, холодная, голодная,
Полубайстрючка, полублагородная...
1957
Journal information