
Карикатура Юлия Ганфа. Нокаут навечно. 1969 год
История учит, что любая эпоха рано или поздно завершается. Кажется, это бесспорно.
Она также учит, что эпоха, которую мы сейчас переживаем в бывшем СССР, называется Реставрацией. Такие эпохи уже переживали в истории Англия и Франция после своих великих революций.
Реставрации в обеих странах завершились новыми революциями, уже не великими, а малыми, которые восстановили и утвердили многие первоначальные революционные ценности и завоевания. Есть основания думать, что так же должна завершиться и наша Реставрация.
Возникает вопрос: когда это случится?
Конечно, браться отвечать на такой вопрос — уже наглость. Никому не дано знать, когда завершится эпоха! Как говорил В.И. Ленин, «только глупец может спрашивать, когда наступит революция... Революцию нельзя учесть, революцию нельзя предсказать, она является сама собой... Разве за неделю до февральской революции кто-либо знал, что она разразится? Разве в тот момент, когда сумасшедший поп вёл народ ко дворцу, кто-либо думал, что разразится революция 1905-го года?». Но, понимая всю условность прогноза... почему бы не попробовать? :)
Итак, посчитаем. Между началом Великой Французской революции (взятие Бастилии, 1789) и Реставрацией Бурбонов (1815) прошло 26 лет. Ещё через 15 лет произошла новая революция, уже не великая, а малая, которая в известном смысле завершила революционный цикл. Итого это заняло 41 год.
Между началом Английской революции (1640) и Реставрацией Стюартов (1660) прошло 20 лет. Ещё через 28 лет произошла т.н. Славная революция (1688) — тоже «малая», которая тоже завершила революционный цикл. Итого это заняло 48 лет. Темп примерно тот же, хоть сроки отдельных эпох и разнятся.
В России всё происходило значительно более медленным темпом. Между началом революции (Февраль 1917 года) и восстановлением монархических символов (1991—1993) прошло около 75 лет.
Можно считать, что наша революция шла от эпохи к эпохе втрое медленнее, чем во Франции. Исходя из этого, какой мы получаем прогноз?
Если теперь, в конце эпохи Реставрации, нас ожидает новая революция, малая, то её, по этой логике, следует ждать примерно через 45 лет после начала Реставрации. Сиречь в середине 2030-х годов.
Большая просьба не путать возможный ремейк Славной (по английскому календарю) или июльской (по французскому) революции с редкостным похабством, которое норовят устроить супруги Навальные и прочие Тихановские-Гуайдо. В Киеве это уже, увы, случилось в 2014 году и называлось Евромайданом. Разумеется, это явление в истории тоже отнюдь не ново, а хорошо известно, и имеет своё научное название. Называется оно вторым этапом Реставрации, или полной Реставрацией. В Англии ультрареставраторов возглавил король Яков II (усидевший на престоле 3 года и сброшенный той самой Славной революцией), во Франции — король Карл Х, просидевший на троне шесть лет и сброшенный Июльской революцией. Ультрареставраторы, между прочим, имели у современников название «якобиты» (не путать с их антиподами — якобинцами). (Например, Виктор Гюго, бывший в эпоху французской Реставрации ультрамонархистом, называл свой дневник тех лет «Дневником юного якобита»).
Сейчас через аналог этой эпохи проходит Украина с её декоммунизацией и десоветизацией. Да, Порошенко, Зеленский, чета Навальных и Тихановская — типичные якобиты, хотя сами они о том, скорее всего, и не догадываются. :) Владимир Путин пока играет роль Людовика XVIII, «благоразумного», умеренного реставратора, хотя и он отнюдь не застрахован от превращения в Якова II или Карла X.
Хочется надеяться, что Россия до этого донного днища всё же не докатится, и начнёт выбираться из исторического оврага, не достигая его нижней, якобитской точки, хотя надежда, честно говоря, слабенькая...
Обо всех этих эпохах, от якобинцев до якобитов, мы с Ильёй Романовым уже писали в этом блоге в серии «Исторические элементы» (ссылки на неё можно найти в верхнем посте блога). Вот «Периодическая таблица исторических элементов», которую мы с ним построили для четырёх великих революций (Англия, Франция, Россия и Китай). Как и в настоящей менделеевской таблице, некоторые клеточки пока остаются незаполненными и ждут «открытия» своих элементов (хотя некоторые элементы не хочется и открывать).
Это таблица в полном виде:

А это та же самая таблица, только для удобства просмотра разрезанная на две части, левую и правую.


UPD. Главное противоречие Реставрации — между архаической надстройкой общества и производственными отношениями, которые вступают с ней в конфликт. Такое было и во Франции, и в Англии в период Реставрации, что привело в обоих случаях к новым революциям и изгнанию «легитимных» династий.
Поэтому экономический и социальный регресс — в нашем случае неуклонное закрытие заводов и лихорадочное строительство храмов по три штуки в день — не есть какой-то дефект политики, не ошибка, а самая суть, квинтэссенция Реставрации.
Вопрос стоит так: либо архаичная надстройка разгромит остатки экономического базиса, доставшегося обществу от социализма. Либо реакционные процессы в надстройке будут обращены вспять.
UPD-1. Меня спросил один антикоммунист в комментариях: какое будущее у социализма? Спросил с насмешкой — ведь, по его логике, повсюду нынче победил капитализм. Это и верно, и неверно. Чтобы понять по аналогии будущее социализма, можно взглянуть на эту табличку 1908 года. Она взята из «Всеобщего географического и статистического карманного атласа» начала ХХ века. Когда-то у меня у самого была эта книжка. В детстве, ещё в советские времена, я любил её листать и рассматривать. На этой цветной табличке изображены гербы всех государств Европы на тот момент. Что мы видим, взглянув на них?

Очень простую вещь: что почти все они, кроме Франции, Швейцарии и крошечного Сан-Марино — монархии. Один мой родственник, взглянув ещё в СССР на эту табличку, хотя сам он по взглядам был либералом, не удержался от насмешливого фырканья: «Какие вешалки!». А ведь с момента Великой Французской революции и провозглашения Первой республики прошло уже более 110 лет! Тем не менее по внешней видимости монархия в Европе торжествовала, и даже сама Франция вновь стала республикой совсем незадолго до этого (в 1870-м).
Но если смотреть не на внешность, а на суть, то после 1789-1804 годов элементы республики были рассеяны по всей Европе, хотя самих республик почти не было, по форме всюду были монархии. Но потом они вернулись...
В наше время, после 1917 года, элементы социализма тоже есть почти во всех странах. Хотя с 1980-х годов они отступают, история пятится назад. Но они есть. Потому что социализм в своей основе — это просто плановая экономика, работающая на всё общество. «Социализм есть не что иное, как ближайший шаг вперёд от государственно-капиталистической монополии. Или иначе: социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращённая на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией». (В.И. Ленин)
Как в 1820-е годы мог бы рассуждать монархист: «Франция отказалась от республики, на прародительский престол вступила законная династия — Бурбоны. По всей Европе триумфально шествует принцип легитимизма. Узурпатор Буонапарте на днях умер на Святой Елене, как затравленный враг человечества, якобинские головорезы ещё раньше перерезали друг друга. В далёких САСШ пока ещё, правда, держится какая-то там республика, но этот курьёз явно ненадолго. С революцией и республиканским строем, этой нелепой утопией, по всему миру навсегда покончено!»
Теперь их идейные наследники рассуждают так про советский строй, социализм и коммунизм.
Но европейские республики воскресли из небытия спустя 70-120 лет после их временной кончины. Точно так же (хотя сроки могут быть и гораздо меньше) будет и с социализмом».

Карикатура на Наполеона Бонапарта начала XIX века
Journal information