Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Categories:

"Булыжник - оружие пролетариата" обрёл Частного Хозяина


Так выглядел памятник «Булыжник — оружие пролетариата» на киевском Подоле до своего сноса в 2016 году

У киевской художницы Евгении Моляр произошел конфликт с депутатом Киевского облсовета от партии «Батькивщина» из-за скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата». Об этом художница рассказала на своей странице в Facebook (даётся в переводе с украинского):
«Сегодня искала скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата», 1982 года — бронзовую копию скульптуры Ивана Шадра 1927 года, стоявшую на Подоле. Хотела узнать о возможности временного экспонирования на выставке... Я поехала на Нивки, вблизи Януша Корчака, где находится частное собрание советских артефактов. Там и стоит сейчас «Пролетарий». Я позвонила в звонок на воротах огромного дома, оттуда вышла женщина, я спросила её об этой скульптуре, она пошла звать владельца. Через мгновение выскочил ошалевший владелец и начал кричать «Пошла вон!!!». Я попыталась ему объяснить, что хочу договориться о временном экспонирования «Пролетария». Конечно, он ничего не слушал, и когда я достала из кармана телефон, бросился ко мне со словами «Ты не будешь здесь ничего снимать!!» Что-то кричал о частной собственности (впоследствии мы проверили по кадастру — земля, где он устроил свою экспозицию, — коммунальная). Начал забирать у меня телефон, в конце концов свернул мне руки так, что я не могла пошевелиться. На все мои попытки что-то объяснить он кричал «Ты что, патриотка??? Я воевал! Ты вообще знаешь, кто я?!!!» В конце концов я начала звать на помощь. Он завалил меня на лавочку и крепко держал, не давая уйти, и угрожал. На мой крик выбежали какие-то испуганные подростки из-за гаражей, они отвлекли его внимание, он немного ослабил хватку, так что мне удалось вырваться и убежать. Через некоторое время мы вернулись туда с Leonid Marushchak, и полицией. Я написала заявление о нападении и о необходимости расследования законности расположения там скульптуры пролетария и остальных экспонатов. От полиции мы дознались, что этот человек — депутат облсовета от «Батькивщины» Игорь Левитас».

Источник

Напомню, что памятник на его прежнем месте, на Подоле, снесли 28 октября 2016 года. Эта знаменитая скульптура была создана советским скульптором Иваном Шадром в 1927 году из гипса и в 1947 году отлита в бронзе. Она посвящена событиям революции 1905 года, когда рабочие выворачивали булыжник из мостовых для постройки баррикад. Художник Михаил Васильевич Нестеров (автор «Видения отроку Варфоломею») отмечал, что Шадру удалось соединить в неразрывное целое «красоту духа с вечной красотой формы», как умели делать это великие мастера Возрождения.
В Москве такая бронзовая статуя была установлена в 1967 году в Пресненском районе, в парке Декабрьского восстания. В Киеве её поставили в 1982 году — первоначально в сквере Красная Пресня, а в 2006 году перенесли на Подол. Стоит ли напоминать, что в начале декоммунизации майданные украинские власти обещали, что памятники советской эпохи, представляющие художественную ценность, сносить не будут?
И изначально памятник не планировали сносить. Но логика «декоммунизации» неумолима: перефразируя Че Гевару, реакция подобна велосипеду — если останавливается, то падает. Поэтому пришла очередь и скульптуры Шадра, а про её художественную, не говоря уж про историческую, ценность попросту «забыли».


Так после сноса выглядело место, где стоял памятник

Комментарий «Радяньской Украины» 2016 года (выделение моё): "Не подоляне вряд ли помнят, что раньше этот памятник был центром архитектурного ансамбля (причём феерического) "площадь Красная Пресня на Подоле" в Киеве. В нулевых саму площадь с клумбами, фонтанами и огромными елями полностью уничтожили, а памятник перенесли во двор девятиэтажки между детской площадкой и гаражами. Сегодня добили и его... Рабочий Подол во многом остаётся таким и сейчас. Изменился сам статус человека труда. За трудящимися более не признаются человеческие потребности в общественном пространстве, культурных и спортивных объектах. По мнению современной власти, подоляне нуждаются только в наливайках и игровых автоматах. В этом солидарны все украинские режимы от Кравчука до Порошенко. Уничтожение этого памятника очень символично. Ведь эта скульптура посвящена революции 1905 года — восстанию против монархической деспотии с требованиями конституции, и самых базовых демократических прав, как свобода совести, собраний, неприкосновенности личности. А украинскому пролетарию сегодня дозволено бороться только за мифологизированный безвиз и против виртуального агрессора».

Из комментариев 2016 года в Фейсбуке:
lina Dimakis: «Нерабыдло пану ноги лижет. Какой уж тут булыжник».
Ирина Курдыба: «Зря. Хороший был памятник. Булыжники — надежда и опора пролетариев».
ван Лизан: «А его за что? Он же в тему майдана. Могли бы просто его переименовать».
Евгений Голышкин: «он не в тему майдана никак)) он был против деиндустриализации, приватизации — колонизации. Майдан представлял интересы враждебного ему класса же! ;) вот и не вписался».
Вячеслав Дмитриев: «Гадостно, но последовательно...»
Алексей Иончиков: «Как интересно выходит. Именно пролетариат разбирал на булыжники пешеходную зону пид час «рэволюции гидности». Теперь они даже отрицают свою сущность. Видимо, всё же тот пролетариат мнит себя панами и по сей день».
Евгений Голышкин: «если разобраться политэкономически, да. Но пролетариат всё-таки не выступает за деиндустриализацию, приватизацию и продажу земли. Я, конечно, наверное, предвзят, но это всё-таки был дегенериат».


Открытие памятника в 1982 году

P. S. Кстати, вступлюсь немного за пролетариев Украины. Вот отрывок из интервью майданного либерала Александра Ройтбурда о социальном составе тех, кто был на «евромайдане»:
«И, когда я сидел в своей киевской квартире и прочёл в Интернете пост Мустафы Наема о том, что мы собираемся на Майдане, приходите с чаем, я пришёл туда. В первый день это было вообще такое Фейсбук-пати — все какие-то друзья, знакомые — как будто пришёл на открытие какой-то выставки, с некоторыми развиртуалились – «здравствуйте, мы вот с вами во френдах…» Там было больше тысячи человек, может, несколько тысяч… Не было ещё никаких приезжих из Западной Украины или с Полтавской области. Вышел «креативный класс», вышел средний класс, успешные люди».


Tags: Искусство, Рекоммунизация, Украина, символика и геральдика
Subscribe

Posts from This Journal “символика и геральдика” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 10
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и революционного календаря (под большинством листков — статьи по темам):…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Posts from This Journal “символика и геральдика” Tag