Драпировка Мавзолея на День Победы началась в 2004 году. Это ведь тоже пример «Путин (2000-2003 годов) против Путина (2004-2021 годов)»
1. Владимир Путин опубликовал статью по случаю 80-летия 22 июня 1941 года, в которой написал: «И кто бы ни пытался сейчас переписать страницы прошлого – правда в том, что советский солдат пришёл на землю Германии не мстить немцам, а с благородной, великой миссией освободителя».
В левых блогах ему припоминают сказанное в 2008 году: «Были советские войска в Германии, по сути, надо честно сказать, это были оккупационные войска, которые остались в Германии после Второй мировой войны, но под видом союзническому войск».
И возмущаются тем, что он поменял позицию.
Но разве это единственный случай?
2. То же самое было и в отношении «пакта Молотова-Риббентропа».
Оценка В. Путина 31 августа 2009 года: «Без всяких сомнений, можно с полным основанием осудить пакт Молотова-Риббентропа, заключённый в августе 1939 года... Сегодня мы понимаем, что любая форма сговора с нацистским режимом была неприемлема с моральной точки зрения и не имела никаких перспектив с точки зрения практической реализации».
Оценка 10 мая 2015 года: «Смысл обеспечения безопасности Советского Союза в этом пакте был. Это первое. И когда СССР понял, что его оставляют один на один с гитлеровской Германией, он предпринял шаги, чтобы не допустить прямого столкновения. И был подписан этот пакт...»
3. Отношение к Февральской революции 1917 года.
Оценка июня 2003 года, в ответ на вопрос от студентов: «Скажите, была б возможность, то Вы бы в каком происшествии приняли бы участие, в нашем историческом событии: это реформа, это заговор может быть, переворот (смех), или сражение?»
Ответ: «Не хотел бы принимать участие в переворотах. Вообще, это избитое выражение: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным»... Вот лучше всё-таки, мне кажется жить во времена подъёма страны, расцвета и наибольшей славы. Вот, в истории России много было таких периодов её величия, и я хотел бы жить именно в таких. Но из таких вот переходных периодов, это ближе всего к нам, и даже мы чувствуем на себе результат этого периода – это февральская революция. И конечно от того, как развивалось событие, очень много зависит сегодня, поэтому конечно это очень интересное время».
Оценка ноября 2011 года: «У нас два тяжёлых периода было: царь ушёл, и сразу начались ужасные события, и 91-й год».
Ну, и закреплена эта оценка была в последующие годы установкой памятников самым что ни на есть «антифевральским» фигурам отечественной истории: премьеру Столыпину, великому князю Сергею Александровичу, на днях – Александру III...
Путин открывает памятник Александру III (2021)
В. Путин и Д. Медведев у памятника Петру Столыпину
В. Путин открывает восстановленный памятник великому князю Сергею Александровичу (2017)
Наверное, этих трёх примеров будет достаточно для иллюстрации. Как видим, как и всякий политик, Путин меняет свою позицию. Причём каждый раз выходит так, что она как-то нечувствительно меняется по мере изменения мейнстримного отношения в обществе. Дует ветер в реакционную сторону – Февраль из «интересного времени» превращается в «начало ужасных событий». Дует в обратную сторону – и Красная Армия в Германии, как по волшебству, из «оккупационных войск» обращается в «благородного освободителя». И надо понимать, что в какой-то мере мы все, хотя и в разной степени, причастны к формированию этого «ветра истории».
Так хорошо ли, когда официальная позиция меняется влево? Хорошо, но абсолютно недостаточно. К тому же надо заметить, что в огромном большинстве вопросов она остаётся неизменно правой.
А когда позиция меняется в реакционную сторону – как это было с оценкой «ухода царя» в Феврале 1917 года, или, например, с драпировкой Мавзолея Ленина (напомню, что драпировать его начали в 2004 году, до этого на праздники он стоял открытым) – тут всё и ещё яснее...
Journal information