

Жан Дюплесси-Берто (1747—1819). Взятие дворца Тюильри

Во время штурма дворца погибло около шестисот швейцарских гвардейцев — защитников монархии, ещё шестьдесят гвардейцев были казнены. Позднее в Швейцарии им был посвящён памятник «Умирающий лев» с надписью «Верности и отваге швейцарцев». Александр Герцен: «В Люцерне есть удивительный памятник; он сделан Торвальдсеном в дикой скале. Во впадине лежит умирающий лев; он ранен насмерть, кровь струится из раны, в которой торчит обломок стрелы; он положил молодецкую голову на лапу, он стонет, его взор выражает нестерпимую боль; кругом пусто, внизу пруд; всё это задвинуто горами, деревьями, зеленью».
Правая лапа льва лежит на щите с изображением лилии — символа короля Франции
Со стороны республиканцев — 376 человек погибло и было ранено.
Сам король Людовик XVI решил в очередной раз покориться судьбе и с семьёй явился в Национальное собрание. «Господа, — сказал король депутатам, — я пришёл сюда, чтобы предотвратить тяжкое преступление, я думаю, я не могу быть в более безопасном месте, чем с вами». «Ваше Величество, — отвечал ему председатель собрания жирондист Верньо, — вы можете рассчитывать на твёрдость Национального собрания; его члены поклялись умереть, защищая права народа и конституционную власть». Итак, король ещё оставался для депутатов «конституционной властью», хотя ещё накануне тот же Верньо произносил грозные речи против монарха. Усевшись, по регламенту, невидимо для депутатов, Людовик с обычным рассеянно-равнодушным видом слушал, как они дебатируют его судьбу. А королева сидела возле решётки собрания с дофином (наследником) на коленях. Утром она настаивала на том, чтобы бороться до конца, а теперь понимала всю драматичность их положения...
А ещё 10 августа 1792 — день, когда красное знамя впервые стало символом революции. «Красное знамя развевалось там и сям над революционными колоннами» — свидетельствовали очевидцы. Потом красный флаг на какое-то время был в этом качестве забыт — но вновь возродился в XIX веке как символ социализма и коммунизма, всемирного красного движения, на полтора века определившего лицо планеты.
По случаю этой даты — немного иллюстраций (живописи и фотографий) к теме истории красного знамени.

Гелий Коржев (1925—2012). Поднимающий знамя. 1957

Иван Владимиров (1969—1947). Долой орла! 1917

Леонид Репринцев (1917—1987). Знамя. 1950

Иван Аристов (1917—1993). Спасение знамени

Николай Колупаев (1954 г.р.). 1941 год (Знамя Победы). 2005

Ахмед Китаев (1925—1996). Знамя Великого Октября. 1980

1 мая 1993. Москва, разогнанная ОМОНом демонстрация оппозиции

5 октября 1993 года. Военнослужащий Таманской дивизии разрывает трофейный советский флаг

9 Мая 1994. Полковник в отставке Виктор Ефимович Никитенков, участник взятия Берлина и Кёнигсберга, получивший на фронте семь ранений, в 90-е годы — бессменный участник многих антиельцинских акций. Фотография сделана, когда он один пришёл с красным флагом на Поклонную гору в Москве. Ветерана обступила толпа ельцинистов с криками: «Убери тряпку!». Но он не позволил отнять флаг, и не стал его убирать. Виктор Ефимович был сбит иномаркой у подъезда своего дома в 1998 году при переходе дороги в положенном месте. Виновников гибели ветерана так и не нашли...

Вадим Папура (24.07.1996 — 2.05.2014), один из погибших в одесском Доме профсоюзов
«Даже в случае победы контрреволюции у советской гидры, вместо каждой отрубленной головы, будет вырастать новая... Исторический счёт есть, в данном случае, счёт десятилетий. Падение советской власти, в конце концов, оказалось бы только историческим эпизодом. Но это был бы один из самых страшных эпизодов мировой истории». (Л. Троцкий)
Journal information