В комментариях здесь нередко возникает вопрос: почему революционеры не любят культ личности, и если используют его иногда, то, как правило, с некоторой брезгливостью? Сам Троцкий говорил о своём культе: «Stupide exagration! Пошлая, дурацкая театрализация». Одну из причин можно пояснить очень легко. Вот хвалебный рисунок Троцкого известного советского художника Дени (настоящее имя — Виктор Николаевич Денисов, 1893—1946):

Лев Троцкий (по Брэму)
Мило? Кто-то скажет, что очень мило, совсем не безвкусно, а даже вполне забавно. Остроумно. С чувством юмора сделано. Лев как лев. Но проблема в том, что у этой картинки есть оборотная сторона. Вот она. Это рисунок того же самого художника — Дени, только спустя 17 лет.

Первый рисунок ещё может понравиться поклонникам Льва Давидовича, второй уже едва ли. Но это просто оборотная сторона медали. Тот же культ, вид сзади. И любой, ЛЮБОЙ культ имеет две такие стороны. Так что если вам нравятся культы, принимайте их обе, кушайте с кашей, а нет — так нет.
Вот такой же милый (для сторонников уже не Троцкого, а Сталина) рисунок другого советского карикатуриста, Бориса Ефимова (1900—2008).

Борис Ефимов прожил очень долгую жизнь, и в 90-е годы и автор этих строк успел с ним пообщаться. Вот, кстати, он сам с одним из вариантов этого самого рисунка в руках, таким я его запомнил.

Но на закате своей жизни он тоже рисовал Сталина. И вот как он его теперь изображал:

Это рисунок 1987 года, относительно «мягкий». Правда, по смыслу мягкости тут мало, она больше по форме: лицо Сталина деликатно не показано. Но на рисунке 1990 года, повторяющем тот же сюжет, все эти фиговые листочки отброшены:

А на этом рисунке 1989 года от Бориса Ефимовича досталось уже не только Сталину, но и Хрущёву с Брежневым.

Вам это нравится? Но тогда вряд ли придётся по душе ефимовский плакат «Капитан Страны Советов ведёт нас от победы к победе». Так что смотрите сами... У любого человека есть лицо, которым он принимает пищу, а есть обратная, так сказать, сторона. То же и у любого культа. Здесь я показал обе. Любите одно — полюбите и другое... Теперь вы понимаете, почему революционеры относились к культам, даже своим собственным, с брезгливостью? Вот послушаем свидетельство дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Личность, конечно, немного тенденциозная, но почему не поверить? «Отец вообще не выносил вида толпы, рукоплескающей ему и орущей «ура», — у него перекашивалось лицо от раздражения. [...] Мне всегда бывало ужасно стыдно даже от cкромных «ликований» у нас в Москве, в Большом театре или на банкетах в честь семидесятилетия отца. Мне становилось страшно, что отец вот сейчас скажет что-нибудь такое, что сразу всех охладит, — я видела, как его передёргивает от раздражения. «Разинут рты и орут, как болваны!...» — говорил он со злостью».
Такие дела. В общем...
«Stupide exagration! Пошлая, дурацкая театрализация».
Journal information