Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Гумилёв


Николай Гумилёв (1886—1921)

26 августа 1921 года по обвинению в участии в антисоветском заговоре «Петроградской боевой организации Таганцева» был расстрелян поэт Николай Степанович Гумилёв (1886—1921).
Если смотреть с политической точки зрения, поэт вёл себя довольно вызывающе, но до поры до времени это сходило ему с рук. Ещё до Февраля он писал верноподданные стихи-посвящения императрице и великой княжне Анастасии. Посвящение царице начиналось так:
Пока бросает ураганами
Державный Вождь свои полки,
Вы наклоняетесь над ранами
С глазами, полными тоски...

И после революции Гумилёв взглядов своих не изменил. Например, на одном поэтическом вечере на вопрос «каковы Ваши политические убеждения?», он громко ответил: «я убеждённый монархист». «Я охотился на львов, — говорил он, — и не думаю, что большевики много опаснее». «Они не посмеют меня тронуть, я слишком известен». Ученица Гумилёва, поэт Ирина Одоевцева вспоминала:
«Гражданского мужества у Гумилева было больше, чем требуется. Не меньше, чем легкомыслия. Однажды на вечере поэзии у балтфлотцев, читая свои африканские стихи, он особенно громко и отчетливо проскандировал:
Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего государя.

По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Гумилёв продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущённых слушателей. Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвёл зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов.
Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него.
И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали.
Всем стало ясно: Гумилев победил. Так ему здесь ещё никогда не аплодировали.
— А была минута, мне даже страшно стало, — рассказывал он, возвращаясь со мной с вечера. — Ведь мог же какой-нибудь товарищ-матрос, «краса и гордость красного флота», вынуть свой небельгийский пистолет и пальнуть в меня, как палил в «портрет моего государя». И, заметьте, без всяких для себя неприятных последствий. В революционном порыве, так сказать».
Про поэму Александра Блока «Двенадцать» Гумилёв говорил, что Блок в поэме «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». (Хотя, когда писалась поэма, бывший государь был ещё жив-здоров). Гумилёв сказал автору, что окончание поэмы с Исусом ему кажется искусственно приклеенным, литературным. Блок на это ответил:
— Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос.
Поэтесса Ирина Кунина: «Мы пересекали Садовую наискось по трамвайным рельсам, по которым трамваи шли редко, появляясь неизвестно откуда... Внезапно на нас налетел оголтело орущий мальчишка-газетчик. Слов мы не разобрали, и только «когда» он заорал, вторично промчавшись мимо нас, расслышали: «Убийство царской семьи в Екатеринбурге!» Сознание не сразу воспринимает смысл. Мы стоим, кажется, даже без мыслей, долго ли — не знаю, на нас нашел столбняк. Потом — это было первое движение, одно на двоих — Гумилев рванулся и бросился за газетчиком, схватил его за рукав, вырвал из его рук страничку экстренного выпуска, не уплатив, — я испуганно следила за его движеньями, — вернулся, прислонился ко мне, точно нуждаясь в опоре. Подлинно, он был бел, и казалось — еле стоял на ногах. Раскрывал он этот листок — одну вдвое сложенную страничку — вечность, ясно вижу её и сегодня. Буквы были огромные. Гумилёв опустил левую руку с газетой, медленно, проникновенно перекрестился, и только погодя, сдавленным голосом сказал: «Царствие им небесное. Никогда им этого не прощу»... Кому им? Царской семье за невольное дезертирство? Нет, конечно, большевикам. А вышло, правда, будто царской семье и будто причитает по-бабьи: «На кого вы нас, сирот, оставили». <…> На календаре было 17 июля 1918 года».
В последнем мемуаре, правда, есть очевидные неточности. Во-первых, о расстреле бывшего царя Николая газеты сообщили не 17-го, а только 19 июля.


Газетное сообщение о расстреле Николая II

Во-вторых, о расстреле семьи в тот момент не сообщалось. Мог ли, тем не менее, газетчик кричать такое? Это довольно маловероятно...
Кстати, замечу, что Гумилёва обвиняли в намерении поддержать Кронштадтское восстание 1921 года. Это немножко убийственно для самого восстания, которое выдавало себя за «третью революцию трудящихся» (после Февраля и Октября). Хороша «революция», которую поддерживают монархисты! Но это так, к слову.


Николай Гумилёв в военной форме

И всё-таки поэт был шире своих взглядов, например, известен эпизод, когда он с воодушевлением воспринял знакомство с левым эсером Яковом Блюмкиным, отнюдь не монархистом.
Поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала, как высокорослый мужчина «в коричневой кожаной куртке, с наганом в кобуре» читал по памяти гумилёвские стихи. «Гумилёв останавливается и холодно и надменно спрашивает его:
— Что вам от меня надо?
– Я ваш поклонник. Я все ваши стихи знаю наизусть, – объясняет товарищ.
Гумилев пожимает плечами:
– Это, конечно, свидетельствует о вашей хорошей памяти и вашем хорошем вкусе, но меня решительно не касается.
– Я только хотел пожать вам руку и поблагодарить вас за стихи. – И прибавляет растерянно: – Я Блюмкин.
Гумилёв вдруг сразу весь меняется. От надменности и холода не осталось и следа. «Блюмкин? Тот самый? Убийца Мирбаха? В таком случае — с большим удовольствием, — и он, улыбаясь, пожимает руку Блюмкина. — Очень, очень рад...»


Яков Блюмкин (1900—1929)

Сам Гумилёв не без гордости упомянул эту встречу в стихотворении «Мои читатели» (1921 год):
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошёл пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.


Большевик-оппозиционер Виктор Серж вспоминал: «Один наш друг отправился в Москву, чтобы задать Дзержинскому вопрос: «Можно ли расстреливать одного из двух или трёх величайших поэтов России?» Дзержинский ответил: «Можем ли мы делать исключение для поэта?».
Всё сказанное выше написано для правильного понимания взаимоотношений между Гумилёвым и революцией. Между ними шла, называя вещи своими именами, дуэль. В которой поэт в конце концов получил пулю. Что, конечно, делает честь его храбрости, стойкости во взглядах и иным достоинствам. Но позволю себе по этому случаю ещё раз напомнить стихотворение другого, революционного поэта — Бертольта Брехта (1898—1956).

Подойди. Говорят,
Ты хороший человек.
Ты неподкупен. Впрочем,
Молния, ударившая в дом, —
Тоже.

Ты не отступаешься
От того, что когда-то сказал.
Но что ты сказал?
Ты честен: что думаешь, то и говоришь.
Но что ты думаешь?

Ты храбр. Но в борьбе против кого?
Ты умён. Но кому служит твой ум?
Ты не заботишься о своей выгоде.
А о чьей?

Ты хороший друг. Но хороших ли людей?
Слушай же, мы знаем:
Ты наш враг. Поэтому
Мы тебя поставим к стенке.

Но, учитывая твои заслуги и твои достоинства,
Мы поставим тебя к хорошей стенке
И расстреляем тебя из хороших винтовок хорошими пулями,
А потом закопаем
Хорошей лопатой в хорошей земле.


Tags: Даты, Литература, Портреты контрреволюционеров, личности
Subscribe

Posts from This Journal “Литература” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 85 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “Литература” Tag