Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

День в истории. Евангелие от двух Ильичей



30 августа 1918 года революция вступила в новый этап своего развития. В этот день прогремели выстрелы сразу двух покушений. Первым был застрелен глава Петроградской Чека Моисей Урицкий. Вторым был тяжело, почти смертельно ранен лидер революции Владимир Ильич Ульянов-Ленин.
Константин Аксаков писал в своё время, что русская история имеет значение всемирной исповеди и её можно читать, как Жития святых. Читается ли так советская история? Попробуем... Начнём как раз с описанного выше эпизода. Одним из первых, кто поставил рядом советскую и евангельскую историю, был большевик Владимир Бонч-Бруевич, который от РСДРП долгие годы занимался общением с верующими, и хорошо понимал их психологию. Он писал о своих эмоциях при виде раненого Ильича (выделение моё):
«Он [Ленин] затих, закрыв глаза. Через минуту застонал тихонько, сдержанно, точно боясь кого-то обеспокоить.
— И зачем мучают, убивали бы сразу... — сказал он тихо и смолк, словно заснул. Лицо стало ещё бледней и на лбу появился желтоватый восковой оттенок...
Худенькое обнажённое тело Владимира Ильича, беспомощно распластавшееся на кровати, — он лежал навзничь, чуть прикрытый, — склонённая немного набок голова, смертельно бледное, скорбное лицо, капли крупного пота, выступившие на лбу, — вдруг напомнили мне какую-то знаменитую европейскую картину снятия с креста Иисуса, распятого попами, первосвященниками и богачами... Я невольно подумал... не являемся ли и мы счастливыми современниками нового явления народу того, кого так долго ожидало исстрадавшееся человечество... Дыхание становилось тяжёлым, прерывистым... Он чуть-чуть кашлянул, и алая кровь тихой струйкой залила его лицо и шею... Почти безжизненное тело его прикрыли белой простыней».


Александр Герасимов (1881—1963). Выстрел в народ. (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961


У картины Александра Герасимова был не один вариант

Главное тут, конечно, — именно сравнение Ильича с Иисусом, и даже осторожно выраженное предположение, что Ильич — это и есть второе явление Иисуса Христа. Кстати, в переизданиях своих воспоминаний после 1923 года Бонч это предположение убрал (или это сделали его редакторы). Конечно, с точки зрения марксизма и научного материализма, это чистейшей воды ересь, «бончизм», как снисходительно товарищи по партии называли подобные идейно невыдержанные высказывания Бонча. Но не так было для множества людей, только вчера примкнувших к революции и выросших, воспитанных на религиозной системе ценностей. В их мировоззрении жертвоприношение Ильича идеально ложилось на то место, которое ранее занимала евангельская жертва Христа. Вместо гвоздей Иисуса — пули Каплан, чем одно хуже другого? А почти чудесное выздоровление Ильича было аналогом воскрешения Иисуса.


Михаил Соколов (1875—1953). Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года


Пётр Белоусов (1912—1989). Покушение на В.И. Ленина в 1918 году


Владимир Пчелин (1869—1941). Покушение на В.И. Ленина в 1918 году


Виктор Коваленко (1930—2017). Покушение на Ленина. 1969


Владимир Кленов (1932 г.р.). Ленин и рабочие. Покушение. 1967

Недаром газета «Правда» 1 сентября вышла под характерной, почти мистической шапкой: «Ленин борется с болезнью. Он победит её! Так хочет пролетариат, такова его воля, так он повелевает судьбе!».
Прочитав это, уже когда ему стало легче, Ленин, по воспоминаниям того же Бонча, пришёл в негодование:
— Смотрите, что пишут в газетах?.. Читать стыдно... Пишут обо мне, что я такой, сякой, всё преувеличивают, называют меня гением, каким-то особым человеком, а вот здесь какая-то мистика... Коллективно хотят, требуют, желают, чтобы я был здоров... Так, чего доброго, пожалуй, доберутся до молебнов за мое здоровье... Ведь это ужасно!.. И откуда это? Всю жизнь мы идейно боролись против возвеличивания личности, отдельного человека, давно порешили с вопросом героев, а тут вдруг опять возвеличивание личности! Это никуда не годится. Я такой же, как и все... В какие-то герои меня произвели, гением называют, просто чёрт знает что такое!
Один из участников этого разговора, старый большевик П. Лепешинский пошутил:
— А патриарх Тихон, пожалуй, чего доброго, причислит вас к лику святых. Вот уж доходный будет святой...
Но, как бы конфузливо ни смеялись большевики, не исключая и самого Ильича, видя такую реакцию в народе, подобное восприятие в годы революции сыграло немалую, а может быть, и решающую роль в переломе событий в их пользу.
Однако есть и весьма существенное отличие между каноническими Евангелиями и «Евангелием от Бонча», где главным героем выступал Ильич. В классических Евангелиях Иисус прощал своих палачей и гонителей, «ибо они не ведают, что творят». Однако с большевиками произошло нечто прямо противоположное. Ведь примерно до середины 1918 года они старались быть мягкими и великодушными к своим противникам. Генерала Краснова отпустили под честное слово не воевать больше с Советами, черносотенца Пуришкевича амнистировали и он тоже преспокойно уехал к белым армиям, царских сановников и министров, арестованных в Феврале, выпустили из тюрем и т.д. Но белые, несмотря на то, что среди них было полно обладателей «голубых кровей», плохо понимали благородство. В ходе Ледяного похода Добровольческая армия поголовно расстреливала красных пленных, включая рядовых красноармейцев (это в те самые дни, когда в Москве только готовилась амнистия Пуришкевича). Большевиков, попавших в руки к белым, линчевали на месте. А теперь и на советской территории загремели выстрелы покушений. И терпение красных кончилось. «В эти трагические дни революция переживала внутренний перелом, — писал Л.Д. Троцкий. — Её «доброта» отходила от неё. Партийный булат получал свой окончательный закал. Возрастала решимость, а где нужно — и беспощадность». 5 сентября был официально объявлен красный террор.



Какое-то не совсем традиционное развитие сюжета Евангелия вытанцовывается, не так ли? Вспоминается, что, по преданию, король франков Хлодвиг, принимая крещение и узнавая для себя евангельскую историю, выразил сожаление, что в момент распятия Иисуса не было рядом его, Хлодвига, с верной дружиной: они бы защитили осуждённого от палачей и спасли от казни. Можно предположить, что этим бы дружинники Хлодвига не ограничились, а, развивая успех, изгнали бы из Иерусалима всех книжников, фарисеев и т.д., всех врагов своего Учителя.
Можно сказать, что советская история с 30 августа 1918 года пошла не по классическому евангелию, а по «евангелию от Хлодвига». Знаменитое послание красноармейцев Ленину о взятии Симбирска было выдержано вполне в духе легендарных слов Хлодвига: «Дорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города — это ответ на одну Вашу рану, а за вторую будет Самара». И, как бы внутренне ни возмущался Ильич таким «возвеличиванием его личности», ему приходилось отвечать на это послание точно в тон...
Из мемуаров старого большевика Василия Васильева: «Далеко за Симбирском мы зачитывали перед строем ответ выздоравливающего Ильича: «Взятие Симбирска — моего родного города — есть самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны. Я чувствую небывалый прилив бодрости и сил. Поздравляю красноармейцев с победой и от имени всех трудящихся благодарю за все их жертвы». Радости, воодушевлению бойцов не было границ...»
В общем, история СССР, с этой точки зрения — это Евангелие от Хлодвига, в том виде, в каком бы оно, скорее всего, понравилось легендарному королю франков. Однако не всё так просто...
Дело в том, что наряду с восприятием Хлодвига в СССР сохранялось и традиционное евангельское восприятие, по которому Ильич должен был непременно помиловать, простить своих врагов.
Отражая это восприятие, лидер левых эсеров Мария Спиридонова писала в ноябре 1918 года большевикам: «Да, Ленин спасен, в другой раз ничья одинокая, фанатичная рука не поднимется на него. Но именно тогда отлетел последний живой дух от революции, возглавленной большевиками... И лучше было бы Ленину тревожней жить, но сберечь этот дух живой. И неужели, неужели Вы, Владимир Ильич, с Вашим огромным умом и личной безэгоистичностью и добротой, не могли догадаться не убивать Каплан? Как это было бы не только красиво и благородно и не по царскому шаблону, как это было бы нужно нашей революции в это время нашей всеобщей оголтелости, остервенения, когда раздаётся только щёлканье зубами, вой боли, злобы или страха и... ни одного звука, ни одного аккорда любви».
О расстреле Фанни Каплан сразу же, 4 сентября, сообщили советские газеты, но это ничуть не помешало существованию стойкой легенды, что Каплан помиловали по личному указанию Ильича, сохранили ей жизнь. Моя мама (она училась в школе в 30-е и 40-е годы) вспоминала: «Нам говорили, что Ленин помиловал Каплан. И сказал при этом: «Я мщу за революцию, но никогда не буду мстить за себя лично». В фильме «Ленин в 1918 году» (1939) о дальнейшей судьбе Каплан уже ничего не упоминалось. По одной из легенд, в сталинское время она работала где-то в библиотеке. И не следует думать, что эта легенда существовала только на низовом уровне. Нет, она жила и на уровне самого высшего руководства страны. Выступая на июньском (1957 года) пленуме ЦК КПСС, секретарь ЦК Аверкий Аристов заметил:
— Ленин даже эсерку Каплан, стрелявшую в него, не разрешил расстреливать, она умерла своей естественной смертью, прожив много лет после смерти Ленина; ей при жизни были предоставлены сносные условия.
Среди слушателей этой речи я бы выделил одного — будущего лидера страны, «второго Ильича», Л.И. Брежнева. Он внимательно слушал речь Аристова, несколько раз прерывал её своими репликами, и эпизод про Каплан едва ли мог пройти мимо его внимания.
А в 1969 году произошло покушение на него самого. Лейтенант Советской Армии Виктор Ильин по ошибке, собираясь убить Генсека, обстрелял автомобиль с космонавтами, смертельно ранил шофёра. И... второй Ильич сделал именно то, чего ожидали от первого: пощадил покушавшегося на него террориста. Мало кто сомневался в том, что Ильин будет казнён. Но этого не случилось. Разумеется, сохранить жизнь человеку, виновному в убийстве и терроризме, в 60-е годы можно было только одним образом: признать его невменяемым. Это и произошло. Спустя несколько месяцев после покушения судебно-медицинская комиссия признала В. Ильина невменяемым и направила в Казанскую спецпсихбольницу. В годы перестройки он был освобождён. Ильин жив и сейчас, в 2021 году, иногда, довольно неохотно, даёт немногословные интервью прессе, причём говорит, что сожалеет, что от его действий тогда, в 1969-м, пострадали невинные люди. Впрочем, это не столь существенно, важно другое: оказывается, вся советская история может быть увидена через призму двух евангельских линий: евангелия канонического и «евангелия от Хлодвига». Вначале взяло верх «евангелие от Хлодвига», и «доброта революции отошла от неё». Потом она вернулась... Кстати, об этом возвращении в 60-е годы подробно писал монархист Василий Шульгин, живший тогда в СССР:
«...Красные, начав почти что разбойниками, с некоторого времени стремятся к святости.
Почти что разбойниками были матросы — «краса и гордость революции», которые сожгли офицеров в пылающих топках своих кораблей и палили из орудий по Зимнему дворцу… Почти что разбойниками были агитаторы, провозглашавшие «смерть буржуям» и «грабь награбленное»... Никакое перо не описало и не опишет невообразимых ужасов, совершённых во славу коммунизма в первой половине XX века. Воистину, красные начали почти как разбойники, хотя и стремились к святости. Эту мысль выразил в 1918 году Александр Блок в поэме «Двенадцать».
Так идут державным шагом —
позади — голодный пес
Впереди — с кровавым флагом,
и за вьюгой невидим,
и от пули невредим,
нежной поступью надвьюжной,
снежной россыпью жемчужной,
в белом венчике из роз —
впереди — Исус Христос.

Я помню, как я возмущался в 1921 году, что у Блока рифмуются слова «Христос» и «пёс». Но теперь я думаю иначе: Блок был прав. В идеалистических мечтах «Двенадцати», отражавших тучу, которая надвинулась на Россию, было и блистание любви к ближнему, и зловещее завывание шакалов, пожиравших человеческие трупы…
Но, пройдя через все эти испытания и отразив под водительством Сталина зверя ещё более лютого, т. е. Гитлера, люди одумались.
Рука бойцов колоть устала.
С начала второй половины XX века, т.е. после смерти Сталина, обозначилось дуновение гуманитарного духа. Он был и раньше, но заглушался смерчами, поднятыми вселенской бурей.
Во второй половине XX века коммунисты стали меньше казнить, тысячами выпускали заключённых из тюрем и всю свою неукротимую энергию направили на созидание материальных ценностей. Кроме того, они осознали и высказали открыто, что все успехи техники будут ни к чему, если им не удастся «создать» нового человека. Только он, с сердцем, развитым так же, как и ум, сумеет направить грозные силы раскрепощенной природы на созидание, а не на разрушение. Коммунисты вынесли это из своего тридцатилетнего опыта, залитого морями крови и океаном слёз. Они приобрели неоценимое сокровище в этом понимании. Значение этого события не понял мир. Но он стоит на пороге понимания… Многие думают, что это только благое пожелание, к миру не имеющее никакого отношения. Но это не так. Любить своих врагов — это единственный практический рецепт для исцеления болезней, которыми болеет человечество».
В общем, полюбили своих врагов, как советовала Спиридонова в 1918-м и как радовался Шульгин в 1960-е.
Результат налицо...


Памятник на месте покушения на В.И. Ленина. Увидев первый, ещё деревянный памятный знак на месте покушения, Владимир Ильич был недоволен и сказал: «Напрасно, это лишнее... Пустяками занимаетесь!»

Tags: Брежнев, Даты, Ленин, Россия, красные даты, красный террор
Subscribe

Posts from This Journal “красный террор” Tag

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments

Posts from This Journal “красный террор” Tag