А заканчивал он уже при другом Владимировиче, в XXI веке.

Но, наверное, когда рисовал эту галерею правителей, которых застал, постеснялся изобразить её в полном виде... не поверят! Ведь люди столько не живут. :)
Как я уже писал, мне довелось в 90-е годы немного пообщаться с Борисом Ефимовичем Ефимовым (1900—2008). Вообще же за сто с лишним лет кто с ним только не общался! Например, персонажей этой своей карикатуры 1938 года — Николая Ивановича Бухарина и Льва Давидовича Троцкого — он знал не понаслышке, а лично и близко:

Со Львом Давидычем дружески беседовал у того дома, когда в 1928 году Давидыч, уже исключённый из партии, готовился к отправке в ссылку. Ещё раньше Троцкий писал хвалебное предисловие к книжке Ефимова. А под началом Николая Ивановича Ефимов работал в «Известиях». И рисовать эти карикатуры ему, как он утверждал, было нелегко. «Мне даже и сейчас стыдно за них... [За] рисунки, где я изображал Троцкого, Бухарина, людей, которых я глубоко уважал... До сих пор это моя боль. Он [Троцкий] ко мне благоволил, но я не мог отказаться рисовать его, со мной тут же расправились бы. Я это делал скрепя сердце и представлял себе, как Лев Давидович смотрит эти карикатуры и думает: ну какая сволочь!»
Легко, конечно, теперь бросить в Бориса Ефимовича камень, а можно и задуматься: а мы-то сами на его месте проявили бы большую твёрдость и стойкость, не пошли бы за общим потоком, вместе со всеми? Вы уверены?.. :) А как сейчас?.. :)
Для себя я сделал вывод, общаясь с художником, которому было уже за 90 лет: да ведь он ведёт себя, как большой ребёнок! Чисто детская способность увлекаться всем на свете и на всё реагировать чисто эмоционально. Даже спрашивать с такого серьёзно что-то вроде «ну, как же вы могли?» язык не поворачивался.
Любопытно, что и ситуацию ранних «святых девяностых» Борис Ефимович тоже отразил в своих карикатурах.



Таким я его запомнил
Journal information