Советские марки, посвященные годовщине Парижской Коммуны и первому выходу человека в космос. Авторы второй марки — космонавт А. Леонов и художник-фантаст Андрей Соколов.

Другие живописные работы Алексея Леонова о выходе в космос:



На картинах хорошо виден воздушный шлюз, через который Леонов выходил из корабля в космос. Он пробыл вне корабля 23 минуты 41 секунду. При возвращении в корабль скафандр Леонова от пребывания в вакууме раздулся и он не мог втиснуться обратно. Ему пришлось на свой страх и риск сбросить воздушное давление внутри скафандра. Тогда он смог пройти через шлюз.
Вот как корабль Леонова со шлюзом выглядит на фотографии:

Леонов в космосе:

Обложка журнала "Крокодил", карикатура в связи с выходом Леонова в космос:

На другой советской карикатуре тех же дней Бог (его тогда обычно изображали в виде смешного бородатого старичка с нимбом) говорил Леонову:
— Давай меняться: я тебе — нимб, ты мне — шлем...
Сам космонавт вспоминал о своём пребывании в космосе: "Я даже биение собственного сердца слышал. И вдруг громкий голос: «Внимание, внимание! Впервые в истории человек вышел… » Я, признаться, опешил. Ведь это не могло быть советское радио — знал: пока операция не завершится, ничего сообщать не будут. Думаю, что же за ерунда! Затем в наушниках прозвучало: «Как меня слышишь, Алексей?» Голос до боли знакомый, только не соображу, чей. Понял, кто говорит, после слов: «Мы, члены Политбюро, смотрим, как ты «кувыркаешься». Возвращайся домой, мы тебя ждём, обнимаем». Знаете, мне так приятно стало. Это же глава государства Леонид Ильич Брежнев говорит мне: «Возвращайся домой»! Появилась уверенность, что всё сложится хорошо."
Маленький весёлый розыгрыш в типично брежневском добродушном стиле (Леонид Ильич очень любил шутить, хотя в речах делал это крайне редко). Потом, уже в официальной речи, Брежнев сказал:
— Миллионы людей у экранов телевизоров с замиранием сердца следили за тем, как на их глазах волшебная сказка превращалась в быль... Товарищ Леонов был первым пловцом в океане Вселенной... Потомки будут вечно помнить день рождения первого в истории человечества звёздного дома с сенями и крылечком, ведущим в космос...
Но от этих радостных дней вернёмся к более трагическим, хотя и не менее героическим страницам истории того же 18 марта — Парижской Коммуне. День Парижской Коммуны всегда отмечался в СССР, а в первое десятилетие после революции 1917 года был одним из главных официальных праздников, выходным днём.

Один из наиболее символических моментов истории Коммуны — свержение наполеоновской Вандомской колонны 18 мая 1871 года. В декрете о её свержении говорилось: "Парижская Коммуна, считая, что императорская колонна на Вандомской площади является памятником варварству, символом грубой силы и ложной славы, утверждением милитаризма, отрицанием международного права, постоянным оскорблением побеждённых со стороны победителей, непрерывным покушением на один из трёх великих принципов Французской республики — Братство, постановляет: Статья первая и единственная. — Колонна на Вандомской площади будет разрушена».

Разрушенная колонна:


Карикатура парижского сатирического журнала "Pere Duchene" ("Папаша Дюшен") на свержение колонны. Революционер папаша Дюшен говорит венчающей колонну статуе Наполеона Бонапарта: "Ты каналья, поэтому мы пошлём тебя вниз, как твоего долбанного племянника!" (то есть свергнутого императора Наполеона Третьего).

Обращает на себя внимание датировка журнала — 1 флореаля 79 года (21 апреля 1871), ведь Коммуна восстановила действие революционного календаря 1792 года, а сам журнал являлся продолжением одноименного журнала, который выпускал до 1794 года журналист-якобинец Эбер.
Вот ещё пара обложек номеров этого журнала за дни Коммуны:
6 флореаля, карикатура "Маленький Тьер". Марианна (символ французской республики и Коммуны) с отвращением рассматривая главу версальского правительства, говорит: "И кто-то хочет, чтобы я признала этого сына шлюхи!".

13 флореаля. Едучи верхом на улитке, глава версальского правительства Тьер командует, указывая на французскую столицу: "Вперёд!.. Долбанные черти!.. И берегитесь парижан!.."

А это контрреволюционная карикатура на саму Коммуну (на почтовой открытке):

Картина "Свадьба во время Парижской Коммуны", художник Paul Felix Guerie:

Советские плакаты, посвящённые памяти Коммуны:



Фотографии дней Коммуны:

Баррикада на стыке улиц Германии и Севастопольского бульвара

Погибшие коммунары
То же в живописи:

Последний бой коммунаров на кладбище Пер-Лашез:

Расстрел коммунаров:

Цветы в современном Париже в честь коммунаров:

Конечно, современные реставраторы-булкохрусты с удовольствием отметят 50-летие "штурма неба"-1965, совершенно неосновательно зачисляя это событие в собственные достижения. А вот день Парижской Коммуны они в лучшем случае забудут, в худшем — помянут недобрым словом. (Хотя, не будь в истории красной Коммуны и тем более её продолжения — красной революции 1917 года, никакого 18 марта 1965 года человечество сейчас бы не отмечало). В точности как та героиня басни Ивана Андреевича Крылова, про которую давным-давно было сказано:
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут.
Journal information