Виктор Коваленко. Покушение на Ленина. 1969. Картина изображает самое известное покушение в советской истории — на Ленина 30 августа 1918 года. Но были и другие...
1. Ленин и белогвардейцы.
Участники: В.И. Ленин и группа офицеров
Дата и место: 1 января 1918 года, Петроград
Результат: Ленин не пострадал, покушавшиеся амнистированы
Всем, мало-мальски знакомым с историей, известно про покушение Фанни Каплан на Ленина в августе 1918 года. Менее известно, что и до этого случая было то ли одно, то ли два покушения на Ильича. Первое покушение на жизнь Ленина совершилось вечером 1 января 1918 года. На Симеоновском мосту через Фонтанку неизвестные обстреляли автомобиль «Делонэ-Белльвиль», в котором Владимир Ильич возвращался с митинга. Ружейные пули защёлкали по металлу машины, навылет пробили кузов, задние крылья и смотровое стекло. Улица была затянута белесым туманом, густым, как молоко. Возможно, это и спасло всем жизнь. Кто-то заметил:
— Стреляют.
— Должно быть, шина лопнула, — возразил Владимир Ильич.
Сидевший рядом с ним швейцарский социалист Фриц Платтен пригнул рукой его голову. По более героической версии, пуля скользнула по этой руке Платтена, содрав кожу с пальца. По более прозаичной версии, Платтен сунул палец в отверстие, пробитое в стекле пулей, и так его оцарапал. Когда опасность миновала, шофер Тарас Гороховин осведомился у своих пассажиров:
— Все живы?
— Разве в самом деле стреляли? — удивился Ленин.
— А то как же! — отвечал водитель. — Я думал, никого из вас уже и нет. Счастливо отделались. Если бы в шину попали, не уехать бы нам. Да и так ехать-то очень шибко нельзя было - туман, и то уже на риск ехали.
У Владимира Ильича так и осталось некоторое сомнение, было ли это настоящее покушение. Оппозиционная газета «День» 3 января публиковала рассказ Ленина об этой истории, будто бы произнесенный «в кругу интимных друзей и комиссаров»: «Мне же показалось, что был лишь один, продолжительный выстрел, очень похожий на звук лопнувшей шины. Когда затем Платтен нагнулся к стеклу... он пальцем — в автомобиле было темно — нащупал отверстие от пули. Впрочем... вряд ли отверстие в стекле сделано пулей, так как оно оказалось с неровными краями и притом настолько, что когда товарищ Платтен просунул туда палец, он оцарапал его об острие стекла. Между тем, если бы отверстие в стекле было от пули, оно было бы кругло без какого-либо острия...» Максим Горький в своей газете «Новая жизнь» прямо высказал мнение, что никакого покушения не было вообще, просто «некий шалун или скучающий лентяй расковырял перочинным ножиком кузов автомобиля, в котором ездил Ленин».
По факту покушения началось следствие. Ленин, узнав об этом, заметил: «А зачем это? Разве других дел нет? Совсем это не нужно... Что ж тут удивительного, что во время революции остаются недовольные и начинают стрелять?.. Всё это в порядке вещей...» Вскоре по делу о покушении арестовали трёх офицеров. Они не отрицали своей вины. «Я докладывал Владимиру Ильичу о ходе дела, — вспоминал Бонч-Бруевич, — и он, подвергавшийся смертельной опасности от пуль этих молодых людей, был самым трудным препятствием в деле расследования. Он, словно защитник этих подсудимых, ставил мне всевозможнейшие вопросы, — то сомневаясь в достоверности материала, то требуя новой проверки, казалось бы, совершенно ясных сведений, и все более и более заинтересовываясь личностью покушавшихся». «Да так ли все это? Да верно ли? Смотрите, нельзя так... Нет, это надо доказать... Это может каждому показаться... Эти показания недостаточно достоверны...» Спросил, получают ли арестованные газеты и посоветовал: «Вы им побольше литературы, книг давайте читать...»
Из газет подследственные узнали о начавшемся немецком наступлении. И - попросились добровольцами на фронт. Между Лениным и Бонч-Бруевичем состоялся последний разговор об их судьбе.
— Владимир Ильич, они просят бросить их на фронт, на немцев. Виновность их вполне доказана...
Ленин с полуслова понял, о ком идёт речь.
— Освободить, сейчас же! Хотят на фронт — послать!..
— А дело?
— Дело кончено...
«Пускай поживут молодые юнцы, — весело заметил потом Ленин, — осмотрятся, поучатся и подумают...»
2. Убийство Володарского.
Участники: большевик Моисей Володарский и эсер Никита Сергеев
Дата и место: 20 июня 1918 года, Петроград
Результат: Володарский убит, Сергеев скрылся
20 июня 1918 года в Петрограде террорист застрелил видного большевика Моисея Володарского. Стрелял, как считается, правый эсер Никита Сергеев. Это успешное покушение вселило надежду во всех противников большевиков, и правых, и левых. Казалось, власть так слаба и беспомощна, что дни её сочтены. Вот как писала об этом покушении легально выходившая в те дни газета «Анархия» в статье Виктора Орлёнка «Memento mori» («Помни о смерти»): «В воздухе, как после сильной жары, внезапно запахло грозой, ждут сильных громовых раскатов, после того, как человек в рабочей куртке выпустил из браунинга шесть пуль, направленных в представителя власти, Володарского... На ваш красный террор вам ответят чёрным террором. Вы не будете знать покоя ни днем, ни ночью; власть, которою вы опьянены, будет вам в тягость. Вы будете не уверены в том, что ложась спать — вы проснетесь, а уйдя гулять — вернетесь, к пище, питью и табаку вы будете относиться также с осторожностью. В каждом приближающемся к вам человеке вы будете видеть Каляевых. Каждый незнакомый человек будет вашим memento mori».
Подробнее читать здесь.
3. Убийство Урицкого.
Участники: чекист Моисей Урицкий и Леонид Каннегиссер
Дата и место: 30 августа 1918 года, Петроград
Результат: Урицкий убит, Каннегиссер расстрелян
Моисей Урицкий
30 августа 1918 года в Петрограде был убит революционер-большевик Моисей Урицкий (1873—1918). Стрелял в него Леонид Каннегисер, по взглядам правый эсер, автор романтических стихов о «России, Свободе и Керенском на белом коне». Любопытно, что вслед за выстрелами, оборвавшими жизнь одного из видных большевиков, последовала поэтическая «дуэль» Каннегиссера, уже сидевшего в Чека в ожидании приговора, и советского поэта Василия Князева. Каннегиссер отвечал Князеву так:
...Язык — как в схватке рукопашной:
И «трепещи», и «я отмщу».
А мне — ей-богу — мне не страшно,
И я совсем не трепещу.
Я был один и шёл спокойно,
И в смерть без трепета смотрел.
Над тем, кто действовал достойно,
Бессилен немощный расстрел…
Леонид Каннегисер (1896—1918). Фотография, сделанная после ареста
Подробнее читать здесь.
4. Ранение Ленина.
Участники: глава Советского правительства В.И. Ленин и эсерка Фанни Каплан
Дата и место: 30 августа 1918 года, Москва
Результат: Ленин тяжело ранен, Каплан расстреляна
В тот же день, что в Петрограде был убит Урицкий, в Москве прозвучали выстрелы в Ленина, председатель Совнаркома был тяжело ранен двумя пулями. Это событие известно как «покушение Каплан». Сама Фанни Ефимовна за день до этого, по воспоминаниям, так обрисовывала свои мотивы: «Когда партия с.-р. не знала деления на правых и левых эсеров, а были только революционеры — они не задумывались снимать головы вот этим живым истуканам, — говорила она, ткнув ногой валявшуюся огромную бронзовую голову развинченной фигуры Александра II (памятник тогда снимался)... — Они не задумывались убивать палачей и за это им теперь ставят памятники, — указала она на место постановки Каляеву. — А теперь палачи убьют и правых и левых эсеров, а партии говорят не сопротивляться злу насилием, и среди них не находится старых революционеров, которые тряхнули бы стариной... Я не Шарлотта Корде, но жить без действия надоело. Надо встряхнуть старых революционеров от спячки».
Подробнее о мотивах Каплан читать здесь.
О ходе следствия.
О расстреле Каплан.
5. Взрыв в Леонтьевском переулке.
Участники: анархисты и левые эсеры (группа Черепанова) против руководителей РКП(б).
Дата и место: 25 сентября 1919 года, Леонтьевский переулок, Москва, здание
Московского комитета РКП(б) (дом 18).
Результат: погибли 12 человек, в том числе секретарь Московского комитета РКП(б) Владимир Загорский, 55 руководителей и активистов РКП(б) были ранены.
После взрыва в Леонтьевском переулке
Подробнее о взрыве.
6. Убийство Воровского.
Участники: советский дипломат Вацлав Воровский и белый офицер Морис Конради
Дата и место: 10 мая 1923 года, Лозанна, Швейцария
Результат: Воровский убит, Конради оправдан судом присяжных
Революционер и советский дипломат Вацлав Воровский (слева) и его убийца, белый офицер Морис Конради
Вацлав Воровский (1871—1923), посланник СССР в Швейцарии, был убит белогвардейцем Морисом Конради. Сдаваясь полиции, стрелявший гордо заявил: «Я сделал доброе дело — русские большевики погубили всю Европу… Это пойдёт на пользу всему миру... Я — новый Вильгельм Телль, призванный спасти человечество!»
Подробнее читать здесь.
7. Убийство Войкова.
Участники: советский дипломат Пётр Войков и белоэмигрант Борис Коверда
Дата и место: 7 июня 1927 года, Варшава, Польша
Результат: Войков убит, Коверда отбыл 10 лет заключения
Большевик Пётр Войков (слева) и его убийца Борис Коверда
Выходец из белоэмигрантов Борис Коверда (1907—1987) застрелил советского дипломата Петра Войкова (1888—1927). На суде Коверда так объяснял свой поступок: «Ещё в прошлом году я хотел ехать для борьбы с большевиками в Россию. Я говорил об этом моим друзьям... Но пришло время материальной нужды, и мне не удалось осуществить мой замысел... Я решил убить Войкова, представителя международной банды большевиков... Вот в газетах пишут, что я монархист. Я не монархист, а демократ. Мне всё равно: пусть в России будет монархия или республика, лишь бы не было там банды негодяев, от которой погибло столько русского народа».
Подробнее читать здесь.
8. Нападение на Сталина.
Участники: Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин и группа курсантов-троцкистов
Дата и место: 7 ноября 1927 года, трибуна Мавзолея, Москва
Результат: Сталин получил удар по затылку, участники нападения отпущены
И.В. Сталин, С.М. Киров и личный охранник Сталина Иван Францевич Юсис (1891–1931), защитивший генсека от нападения 7 ноября 1927
7 ноября 1927 года случилось событие, которое хоть и упоминалось во всех советских учебниках истории, и в «Кратком курсе истории ВКП(б)» – демонстрация оппозиции, но об одном ярком эпизоде этого дня деликатно умалчивалось. Молчала об этом и сама оппозиция... поскольку вспоминать такое ей было не очень с руки. А речь шла о том, что несколько оппозиционеров во время праздничного парада сумели проникнуть на трибуну Мавзолея, и один из них напал не на кого иного, как на Генерального секретаря партии И.В. Сталина. Такое нападение стало возможным, поскольку начальник военной академии имени Фрунзе Роберт Эйдеман (1895—1937) направил в охрану Сталина отобранных им курсантов — под формальным предлогом «усилить охрану слушателями военных академий». В эту группу вошли трое – Владимир Петенко, Аркадий Геллер и Яков Охотников (1897–1937). Следует заметить, что слушателями военной академии в те годы были не желторотые новички, а боевые командиры Красной Армии, уже прошедшие «огонь, воду и медные трубы». Этим троим было уже около 30 лет. Яков Охотников был убеждённым троцкистом и за своё участие в оппозиции имел партийное взыскание. За его плечами была вся гражданская война, пост адъютанта при командарме Ионе Якире.
Роберт Эйдеман на фотографии и открытке из серии «Герои гражданской войны»
Эйдеман выдал курсантам специальные пропуска на Красную площадь. Эти пропуска позволили им миновать все пункты охраны, но у калитки прохода, ведущего на Мавзолей, пропуска академии силы уже не имели, и сотрудник службы охраны их не пропустил. Однако курсанты не растерялись: вступили с ним в потасовку, отшвырнули охранника, и в результате всё-таки прорвались на трибуну Мавзолея. Яков Охотников подскочил к Сталину. Тот не слышал приближающейся опасности и продолжал смотреть парад. Охотников со словами «Мы вас охранять пришли, а вы?», неожиданно для Сталина ударил его сзади кулаком по затылку. И замахнулся для следующего удара, но не успел этого сделать, потому что на него бросился личный охранник Сталина Иван Юсис и вступил с ним в потасовку. На трибуне Мавзолея строго запрещалось использование огнестрельного оружия, поэтому чекист выхватил холодное оружие — нож — и легко ранил нападавшего Охотникова. Затем в драку вмешались Семён Буденный, Климент Ворошилов и другие военачальники, находившиеся на Мавзолее, и разняли дерущихся. Как ни удивительно, но никто из напавших на Сталина курсантов не был немедленно наказан: Охотникову перевязали рану и... отпустили его домой. Его даже не исключили из академии, и он продолжал учёбу. Лишь через несколько лет они были арестованы, а в 1937 году — расстреляны.
Подробнее читать здесь.
9. Убийство Кирова.
Участники: член Политбюро ЦК ВКП(б) Сергей Киров и Леонид Николаев
Дата и место: 1 декабря 1934 года, Смольный
Результат: Киров убит, Николаев расстрелян
Леонид Николаев и его жена Мильда Драуле
C.М. Киров
1 декабря 1934 года 30-летний член ВКП(б) Леонид Васильевич Николаев разрядил пистолет в самого высокопоставленного из вождей партии, до которого мог дотянуться – члена Политбюро ЦК ВКП(б) Сергея Мироновича Кирова. В дневнике Николаева немало жалоб на то, как трудно ему пришлось в роли безработного (работы он лишился из-за отказа выполнять партийное поручение и ехать в село): «Хоть самого себя ешь – нет ни денег, ни продуктов... Для себя у них (партийных вождей. – А.М.) – гаражи с автомобилями, а для нас – сырой хлеб». «Мой выстрел будет подобен выстрелу Желябова». «Как солдат революции, мне никакая смерть не страшна. Я на всё теперь готов, а предупредить этого никто не в силах. Я веду подготовление подобно А. Желябову... ради человечества, оставляя на добрых людей, – мать, жену и малолетних детей... Привет царю индустрии и войны Сталину...»
Подробнее читать здесь.
10. Покушение на Брежнева.
Участники: Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев и лейтенант Советской Армии Виктор Ильин
Дата и место: 22 января 1969 года, Москва
Результат: убит шофёр Илья Жарков, легко ранен космонавт Георгий Береговой, Брежнев не пострадал, Виктор Ильин отправлен в психбольницу
Виктор Ильин во время следственного эксперимента
22 января 1969 года было совершено покушение на Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева. Во время торжественной встречи космонавтов лейтенант Советской Армии Виктор Ильин стрелял в кортеж автомашин, рассчитывая убить Генсека.
Из интервью Виктора Ильина в 2019 году:
«— Отрицательно начал мыслить в 15-18 лет. Есть разные формы борьбы. Я же историю любил, изучал Голос Америки, БиБиСи слушал о диссидентах. Я не хотел, чтобы наша политика ориентировалась на Запад. Россия имела все возможности — людские и природные, чтобы жить достойно. Но Хрущёв, Брежнев, Ельцин всё просрали.
— Вы считаете, что если бы вам всё удалось, это что-то бы изменило?
— Первая личность играет существенную роль. Могло быть чуть лучше, чуть хуже. Каждый рассчитывает на лучшее. Сменить режим хотят, кто с эгоистической точки зрения, кто из благих намерений.
— Какие требования у вас были к власти?
— Многопартийность, выборность, частное предпринимательство.
— А всё-таки, кому из политиков вы симпатизировали?
— Фиделю Кастро, Че Геваре, Кеннеди, его брату Роберту. [...]
— Если бы вы вернулись на 50 лет назад, вы бы это совершили?
— Боролся бы, но, может быть, как-то иначе.
— Сожалеете, что СССР рухнул?
— Да.»
Подробнее читать здесь.
11. Покушение на Горбачёва.
Участники: Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв и рабочий-слесарь Александр Шмонов
Дата и место: 7 ноября 1990 года, Красная площадь, Москва
Результат: Михаил Горбачёв не пострадал, Александр Шмонов провёл несколько лет в психбольнице
Александр Шмонов (до покушения)
Свои мотивы стрелявший позднее излагал так: «Я полагал, что Горбачёв в 1990 году совершил злодеяние, то есть я считал, что Горбачёв в 1990 году захватил власть (вернее, высшую должность в СССР) без согласия на это народа СССР. [...] Из изложенного в статьях... Конституции СССР, которая имела силу 7 ноября 1990 года, следовало, что если президент СССР лишён жизни, то в таком случае в трёхмесячный срок должны быть проведены прямые всенародные выборы президента СССР».
Следователям Шмонов рассказал: «Обрез зарядил двумя пулями: правый ствол – пулей «Полева» (убойная сила более тысячи метров), левый – пулей «Спутник» (менее тысячи метров). Стрелял я неплохо – в армии со ста метров попадал в «девятку». А на Красной площади стрелял с 47-ми метров и целил в голову. Так что шансы у меня были... Целиться, конечно, надо побыстрее. Демонстранты мне не мешали, а вот сержант опередил...» Звали этого сержанта милиции, без раздумий кинувшегося к доставшему какой-то блестящий предмет демонстранту и спасшего тем самым жизнь главы государства, Андреем Мыльниковым.
Подробнее читать здесь.
Такие дела...
Journal information