Category:

День в истории. Художник контрреволюции... и революции


Николай Соколов (из группы Кукрыниксы). Портрет А.А. Радакова. 1930-е

12 апреля — день рождения Алексея Радакова (1877—1942), ныне позабытого, а некогда очень популярного художника-карикатуриста, плакатиста, иллюстратора, живописца и поэта. Радаков относился к той плеяде художников (Дени, Иогансон, Ротов...), которые до Октября активно воевали с большевизмом, пером, кистью, а иногда и оружием, но потом преспокойно продолжили публиковаться в советской печати.
Рисовал он в манере, которая в дни революции 1917 года господствовала в карикатуре почти безраздельно, и которую В.И. Ленин как-то назвал «рисованием уродов». Кривобоких, перекошенных, асимметричных фигур, весьма далёких от реализма. Но тут уж ничего не поделаешь, таков был стиль того времени, который казался самым передовым и современным... А идеи в карикатурах Радакова — любопытные. Вот, например, серия его рисунков 1910-х годов под названием «История русского мягкотелого интеллигента» (1825—1910).

Первый рисунок помечен 1825 годом — восстанием декабристов.


Где-то, чуя правду Божью
В прегрешеньях предков каясь,
В декабре по бездорожью
Брёл я, сильно спотыкаясь.


Здесь, похоже, потерпевший поражение декабрист, проливая слёзы покаяния, бредёт по Владимирке (ныне шоссе Энтузиастов) в Сибирь на каторгу, и спотыкается о будку с часовым. Вот какой жалкий неудачник! :( После 1917 года насмешки над декабристами в России стали сильно не в моде, и за них могли если не посадить, то хорошенько взгреть по шапке, но в 1910-е, как видим, это ещё считалось в порядке вещей.

Далее 1840 год, в изображённом можно угадать черты Виссариона Белинского (когда он носил бороду).


Канты, Гегели и Бокли
Утомили очень мысли.
И мозги мои промокли,
И мозги мои прокисли!


«Неистовый Виссарион» и впрямь увлекался Гегелем и Кантом, но характеризовать русского якобинца Белинского, поклонника «матушки пресвятой гильотины», как «мягкотелого интеллигента» — это сильно. Впрочем, может быть, имелся в виду и не он.

Потом художник сразу перескакивал в 1905 год:


В бурный год, когда так яро
Дух свободы разгорался
Я, при пламени пожара
В тайны Маркса погружался.


На рисунке о 1907 годе изображена тюрьма, а герой рисунка обложен трудами Льва Толстого и Достоевского.


Вот в укромную обитель
Спрятан дерзкий обыватель.
Я теперь богостроитель,
Я теперь богоискатель!


В 1909 году персонаж рисунка обратился в недовольного и брюзжащего на весь свет либерала:


Всем ученьям приговоры,
Всем советы, всем указы
Только — споры, споры, споры,
Только — фразы, фразы, фразы.


К 1910-му он окончательно преобразился в консерватора-охранителя, выпустил сборник «Вехи» (который спустя полвека так расхваливал и превозносил Солженицын в своём известном разговоре с Твардовским в редакции «Нового мира»).


Здесь погребён интеллигента прах.
Был тощ он телом, слаб был духом.
Пусть будут бедному завязшему в словах
Вехи — пухом!


Но история, и даже история русского интеллигента, на этом отнюдь не исчерпалась, конечно. Дальше художник мог бы писать её по собственной биографии! :)

В те годы сам он в веховство не впал, прилежно обличал царских сатрапов. Вот, например, его карикатура на генерал-адъютанта Трепова, автора знаменитого приказа 1905 года «Патронов не жалеть!».


1907. Карикатура на генерала Трепова

А это министр народного просвещения Дмитрий Толстой и бедный гимназист, которого министр придавил тяжеленным томом Цицерона:


1907. Карикатура на министра народного просвещения графа Дмитрия Толстого (1823—1889)

Похоже, Цицерона в гимназии принуждали зубрить самого Радакова, когда он, сын надворного советника, «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал». И он хоть так, посмертно, но отомстил за свои школьные страдания ненавистному графу-министру.

В 1914-м Алексей Радаков, как и большинство «мягкотелых интеллигентов», горячо поддержал Россию в мировой войне. Из-под его пера стали теперь выходить ура-патриотические рисунки. Вот один из них. Это, кстати, как раз венец эпохи «рисования уродов».


1914—1917. «Модные танцы (танцы войны). Кто что пляшет. Полька-мазурка (исполняется немцами в Мазурских болотах). Танец живота (константинопольский. Танцуется, когда есть нечего)»

Вот как плохо супостатам России приходится. Они непременно проиграют, тут и сомнений никаких быть не может. По современному выражению, сто пудофф! :)


«Венский вальс (танцуется медленно, но верно). Казачок (самый лихой танец)»

Один русский казачок хорош, вот как лихо и победоносно он отплясывает на поверженных им трупах тевтонов!
Но потом что-то пошло не так.
Грянула Февральская революция, которую Радаков, впрочем, тоже восторженно приветствовал. В это время он был одним из ведущих художников либерального сатирического журнала «Новый Сатирикон». Первый послереволюционный номер которого вышел с его рисунком на обложке! Что там изображено, понять мудрено, но ясно, что что-то ликующее, восторженное! :)


Март 1917. «Сказочка.
— Был двор, на дворе — кол, на колу — мочала... не начать ли сказочку сначала?
— Нет уж, пожалуйста, увольте!»



Обложка первого послереволюционного номера «Нового Сатирикона». 17 марта 1917. На обложке лозунг «Да здравствует республика!»

Ну, зато вот здесь всё ясно, как пень, из того же номера журнала:


«Четвёртый партнёр. Шах, Абдул-Гамид и португальский Мануэль: — А-а-а! Нашего полку прибыло! Вот и четвёртый партнёр для винта!»
(Османский султан, португальский король и иранский шах были свергнуты революциями в своих странах в 1908—1910 годах).

Ещё из послефевральского творчества


«История смирного медведя и весёлого царя. Сначала добрый медведь-народ был в клетке, а царь на свободе. Изредка он заходил в клетку и показывал знатным иностранцам: «Какой он у меня послушный, этот медведь»... «Посмотрите-ка, на нём даже верхом ездить можно».
«Я его и водку выучил пить. От неё он ещё смирнее становится».
И вот произошло то, что редко происходит с ручными зверьми и их укротителями. Медведь оказался на свободе, а царь в клетке. Подробности излишни»



«КОНЕЦ ДРЕВА РОМАНОВЫХ.
Александр III. — Эх, Коля, Коля! Брал бы ты с меня пример: я понемногу вешал, а ты вот навесил сразу, дерево и не выдержало».


Но уже тогда Алексей Александрович проявил яркое умение менять свою позицию в зависимости от изменений мейнстрима. Например, сразу после Февраля он вместе с либералами радовался отмене смертной казни:


Рисунок Алексея Радакова. «Плач Смерти. Смертная казнь в России уничтожена».

Рисунок сопровождался высокопарными стихами того же Алексея Радакова по теме:



А в августе того же года он столь же спокойно одобрял... восстановление смертной казни Временным правительством:


«Ввиду невозможности борьбы иными мерами с губящими страну элементами восстанавливается смертная казнь». (Из газет). «Варяг наших дней.
— Смерть: — Господа, мне даже как-то неловко появляться в роли усмирительницы там, где сейчас должна это делать сама Свобода...»




Но потом опять что-то пошло не так! Из Германии прибыл пломбированный вагон, начинённый взрывчаткой шпиёном германского генштаба неким Н. Лениным. Который повёл злостную большевицкую подрывную пропаганду.


Июль 1917. «Ну, как не порадеть родному человечку?..
Русское наступление. Большевик: — Мишенька, милый! Ведь так ты ему можешь больно сделать!»



«Разогнался.
Русский эсдек (из «Правды»): — Товарищ немецкий рабочий! Протянем друг другу руки!
Немецкий эсдек: — Не могу свою протянуть: шрапнели для войны делаю!»


Но дело обстояло даже ещё хуже!.. Что бы мог сделать один шпиён — но тут весь народ оказался шпиёном не торт! Он, можете себе представить, не хотел воевать и не слушал умнейших проповедей того самого «мягкотелого интеллигента».


1917 год, август. «Меньший брат. «Народ — это большой ребёнок и долг интеллигенции вынянчить этого ребёнка». (Из речей на митингах)».

На рисунке, как видим, интеллигент в очках (или пенсне) кое-как выбирается из-под туши пьяного детины с бутылкой водки в руках. Тот беспробудно спит, разинув рот...

А потом всё пошло ещё хуже!.. Тот самый упомянутый выше шпиён по кличке Н. Ленин этим никудышным, негодным народом оказался вознесён на самую вершину власти.
Здесь художник, как и сам журнал, страшно соболезнует русскому офицерству, на лоб которого пьяная большевицкая матросня и солдатня водрузила окровавленный терновый венец.



Большевики заткнули окно в Европу! И главное, чем заткнули! О, ужас!.. :)


1918. «Окно в Европу — теперь. Пётр I: — Ба, теперь вижу, что окно в Европу забито плотно!»

Пётр Первый в шоке и негодует! Правда реальный, исторический Пётр в действительности объяснял своему соратнику Остерману: «Нам нужна Европа на несколько десятков лет, а потом мы к ней должны повернуться задом». Так что, получается, большевики просто-напросто в точности исполнили завет Петра. Но то такое...

Но не только Пётр I, Карл Маркс тоже возмущён и осуждает большевизию. На рисунке большевик победоносно волочёт буржуя с воткнутым в живот ножом и вскрытую кассу. Его встречает укоризненно Карл Маркс...


«Проценты на «Капитал».
Маркс (большевику). — Я тебе оставил целый «Капитал», а какие ты мне приносишь проценты?»


А это карикатура на Ленина, вернее, на его намерение создать Красную Армию, которая первоначально была добровольной.


Февраль 1918. «Военная идиллия.
— О, добрый товарищ Ленин! Ты хочешь создать добровольную армию. На тебе наши костыли и протезы! Может быть, ты из этого и создашь что-нибудь добровольное!»


Типичный образец поэзии Алексея Радакова 1918 года:
...Опытной рукой шуллера-премьера
На глупые рожи наведен грим.
И Дантона, и Марата, и Робеспьера,
И великие роли розданы им.




«Шуллер-премьер», как нетрудно понять — это тоже В.И. Ленин.

А тут «шуллер-премьер» Ленин с ангельскими крылышками за спиной преподносит рабочему по случаю Первомая 1918 года праздничное блюдо — красную гвоздику:


1918. «Первое мая. День первомайской гвоздики. Ленин: — Вот, голубчик, кушай. Красная гвоздика. Твоё любимое блюдо.
Рабочий: — Эх! К этому бы кушанью да гарнир из картошки, да говядины!!.»


А потом... потом жизнь взяла своё, и художник начал перестраиваться в соответствии с её требованиями. Вот рисунок 1929 года об отмене воскресений и переходе на непрерывную рабочую неделю:



А это рисунки на модную в 1936 году тему — борьба с художниками-формалистами:


1936 год


1934 год. «Развернуться не дают! Художник-формалист: — Если бы не жилищный кризис, разве я такие маленькие картины рисовал бы!..» На картине пометка: «Начато — 1923. Кончено — 1933».

А это против школы марксистского историка Михаила Покровского (1868—1932), критика которой развернулась примерно тогда же, в середине 1930-х:


1934 год. «История преподаётся у нас плохо и схематично. Советские учебники выбрасывают весь живой материал в своем походе против царей и королей». («Правда»).
Обычный случай в Третьяковской галерее».

«— А это что за несчастный случай?
— Это, ребята, представитель начинавшего складываться в XVI веке самодержавно-бюрократического порядка убивает своего знатного феодального слугу, с которым он, вообще говоря, боролся за централизованное государство, ибо только оно могло укрепить столь нужный для нарождавшегося торгового сословия (и передовых феодалов) национальный рынок».


Заметим, что после критики «формалистов» и сам Радаков поменял стиль: его рисунки стали менее угловатыми, более реалистичными.
В общем, не будем вникать в мелкие детали этого процесса, но вот плоды метаморфозы. На рисунке Радакова сознательный большевистский рабочий обуздывает злого капиталиста, торгующего смертью:


Из серии рисунков «История Гражданской войны». 1938

Э, подождите, а раньше, помнится, сам художник что-то другое про эту войну вещал, и про большевиков?.. Померещилось, наверное. :)

А здесь красноармеец своим штыком героически расшвыривает в разные стороны интервентов Антанты и всё это белое офицерьё — её ставленников и марионеток.



И про бедное-несчастное мученическое офицерство, наверное, тоже выше померещилось... :)

А вы говорите... русский мягкотелый интеллигент... В действительности всё было сложнее, гораздо сложнее... :)


Юрий Анненков (1889—1974). Художник А.А. Радаков. 1922

promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…