
Сегодня подобрал эти скорлупки от птичьего яйца посреди газона. На поверхностный взгляд, всё очевидно и просто: пришло время вылупления птенцов, пустые яичные скорлупки в гнездах, естественно, мешаются, занимая место, и птицы выбрасывают их вон. О чём тут вообще писать или говорить? Но, на самом деле, если немного задуматься, то сразу возникнут любопытные вопросы. Ну, прежде всего — каким образом скорлупа оказалась на газоне, где нет никаких деревьев, в ветвях которых могли бы находиться гнезда? Ветром её принесло, что ли? Во-вторых, можно заметить, что меньшая скорлупка аккуратно вложена в большую:

Но, спрашивается, зачем? Почему нельзя было просто выкинуть пустые скорлупки по очереди, одну за другой, не вкладывая их друг в дружку? Зачем это понадобилось пернатому аккуратисту? Не называется ли это "выкрасить и выбросить"?..
Как видим, вместо первоначальной ясности — сплошные загадки. Но разгадка проста: как знают все, интересующиеся жизнью птиц, пернатые никогда не выбрасывают свою скорлупу рядом с гнёздами. Снаружи скорлупа ещё замаскирована покровительственной, камуфлирующей окраской (в данном случае зеленоватой в крапинку, и теряется на фоне листвы), но изнутри она ярко-белая, бьющая в глаза. Разбросанные вокруг дерева на траве белые пятна, как придорожный знак "Столовая", сразу привлекли бы внимание любого хищника и
Мне несколько лет назад случилось наблюдать такую сценку: над большим огородом довольно высоко в небе зависла на мгновение, трепеща крылышками, небольшая птичка, державшая что-то в клюве. Она выронила это "что-то" вниз, развернулась в воздухе и тотчас улетела назад в лес. Я подошёл к упавшему предмету и убедился, что это были две половинки скорлупы, аккуратно вложенные одна в другую (как и на приведённом выше сегодняшнем снимке).
Всё рассказанное относится, правда, только к птицам птенцового типа, чьё потомство долго остаётся в гнезде. Выводковые птицы, которые почти сразу после вылупления покидают родное гнездо, об уборке скорлупы могут не беспокоиться.
Какую мораль можно извлечь из этой небольшой истории? Мы живём в мире, где не тысячи, а уже — страшно сказать — миллиарды лет идёт постоянная война, и где искусство постоянной маскировки и камуфляжа, грубо говоря — обмана и притворства — важнейшее из всех искусств для выживания. Поэтому, как сказал Декарт и любил повторять Маркс, "подвергай всё сомнению".
Journal information