Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Девяносто лет назад. Дискуссия о галстуке и современность

1925-05-24kp.jpg

24 мая 1925 года, 90 лет назад, вышел в свет первый номер "Комсомольской правды". Между прочим, это событие стало своего рода переломом в шедшей тогда среди комсомольцев дискуссии "о галстуке". Дело в том, что с первых же номеров главная комсомольская газета страны заняла совершенно определённую позицию в этой дискуссии, которая, в общем, и предопределила её исход. Газета поместила знаковую, как сказали бы сейчас, статью журналиста Виктора Кина. Он категорично утверждал: былой, порождённый революцией тип комсомольца – "удалого и отчаянного парня, отрицающего галстуки, бога, оконные занавески, любовь и многое другое... ушёл в прошлое вместе с морковным чаем и кожаными куртками". Кин писал: "Ещё и посейчас мещанством считаются галстук, брошка, бант; размеренный, гигиенический образ жизни предаётся отлучению..." И заключал: "Нужен новый человек, новый тип, аккуратный, опрятный, культурный".
Конечно, леваки-"антигалстучники", которые составляли среди комсомольцев, пожалуй, большинство, были страшно разочарованы таким поворотом событий. Зато комсомольское руководство, получившее отмашку на новый стиль поведения – "размеренность и аккуратность", почти по Грибоедову, немедленно взяло установки "Комсомолки" на вооружение.
Много лет спустя участник дискуссии П. Жук в журнале "Юность" вспоминал о таком эпизоде: в самый разгар жарких споров на комсомольском собрании в их районе в зал вошли секретарь райкома и два члена губкома. "Они были в хороших костюмах, при галстуках, а в руках держали шляпы. Зал затих. Всё внимание было сосредоточено на вошедших, осмелившихся одеться не по пролетарскому образцу... Раздались возгласы: "На сцену, на сцену! Как дошли вы до жизни такой?! Расскажите, почему вы так разоделись, нужно осудить таких руководителей!.."
Когда член бюро губкома вышел на сцену, из зала вновь крикнули:
– По кому равняетесь?
– По нему! – сказал член губкома комсомола и показал на портрет Владимира Ильича Ленина, висящий в зале.
На портрете Владимир Ильич был изображён в своём обычном костюме и, естественно, при галстуке... Ленин, чуть прищурившись, смотрел с портрета в зал".
В зале наступило ошеломлённое молчание. Вопрос был закрыт...
На самом-то деле как раз Владимир Ильич в последние годы жизни всё чаще обходился без галстука и носил революционный френч, в нём он и лёг в гроб в 1924 году, а обратно в пиджак с галстуком его переодели лишь в 40-е годы...
А чего хотели "антигалстучники"? Представление об этом можно получить из пьесы Анатолия Глебова "Галстук" (1930 год), в центре которой – эта самая дискуссия. Пьеса написана с "галстучных" позиций, и высмеивает антигалстучников, но вот что говорит один из них:
"– Мы больны! Это надо сказать открыто! Мы не видим, как галстучки, баночки, скляночки, пудра, флакончики разъедают самую сущность нашей коммуны!.. Не в галстуке дело как таковом. Нынче галстучек, завтра булавка, послезавтра часы золотые, колечки!.. Галстук! Он проникает всюду! Он удавная петля на шее социализма.
– Просто тряпочка, – возражает ему другой герой пьесы.
– Что? Тряпочка? А знамя на баррикаде? Само по себе тоже тряпочка? Вот как! Забавно!.. Нет, милый мой. Галстук – это эмблема, это символ... Для мещан всё очень просто. А я вижу в этом не тряпочку, а символ, симптом, прогноз!.. Сегодня галстучек, завтра салфеточки, вазочки, жёлтенькие абажурчики... А ещё через годик лавчонки откроем? Фабрички? Рабочих наймём?.."
Читая это сейчас, понимаешь, что антигалстучники были совершенно правы, ну, разве что, ошибались в сроках – частные лавочки, фабрики и т.д. открылись не "через годик", а через много десятилетий... Но путь, на который стали тогда, как бы медленно по нему ни шагали, рано или поздно должен был привести к такому результату.
Почему я всё-таки вспомнил эту старую историю? Потому что с некоторым удивлением обнаружил, что нынешняя дискуссия "замайданцев" и "антимайданцев" является в каком-то смысле продолжением той старой дискуссии 20-х годов.

Судите сами. "Замайданцы" доказывают, что символы – памятники революционерам и в честь революции, советские эмблемы, запрещённые отныне на Украине красные флаги и т.д. никакого значения не имеют ("просто тряпочки").
"Антимайданцы" возражают, что знаки, эмблемы, символы в конечном итоге могут предопределить очень многое, если не всё, поскольку они задают систему ценностей того или иного класса (за что получают упрёки в "идеализме" и "совкодрочерстве").
Ещё я прочитал замечательные откровения замайданного блогера rotten_k о том, что "коммунизм – это комфорт" (!) и "коммунизм – это средство обеспечения меня гуляшем и джинсами". Прямо классика – "баночки, скляночки, пудра, флакончики... часы золотые, колечки" и т.д. Но только всё это в сумме теперь именуется "коммунизмом"!
Оказывается, замайданные "левые" даже и не скрывают своей антипатии к антигалстучникам-левакам 20-х годов. А ведь лидер левой оппозиции 20-30-х годов Л. Троцкий, который им, по легенде, должен быть сродни, напрямую выводил поражение своих единомышленников из тяги бюрократии к комфорту: "Чтобы обеспечить миллионам больших и малых чиновников бифштекс, бутылку вина и другие блага жизни, понадобился тоталитарный режим".
Но, с другой стороны, радует, что "левые" (хе-хе) замайданцы так откровенно засвечиваются своей симпатией к буржуазному комфорту и отождествляют гуляш и джинсы с обществом будущего. Выбрать севрюжину с хреном и уверять, что она и есть – даже не конституция, а прямо революция – это что-то. Вот бы им вмазали антигалстучники 90-летней давности, если бы воскресли! Читая такое, чувствуешь себя прямо участником и продолжателем той давней дискуссии. Впрочем, разве эта дискуссия прекращалась все последние 90 лет? Нет. Она шла непрерывно, более или менее открыто, всё это время, просто переходила с одного предмета на другой, с мелких на более крупные и обратно... И всегда в ней были те, кто предлагал побыстрее сдать в утиль устаревшие символы – все эти камни, металл, тряпочки... – и обменять их на главную ценность жизни, комфорт.
А были и те, кто возражал: "Что? Тряпочка? А знамя на баррикаде? Само по себе тоже тряпочка? Вот как! Забавно!.. Нет, милый мой... Для мещан всё очень просто. А я вижу в этом не тряпочку, а символ, симптом, прогноз!.."
Так оно всегда и выходило.
Tags: История, Реставрация, СССР, аццкие большевики, левые, революционеры, символика и геральдика, советская печать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo maysuryan june 16, 2016 00:35 11
Buy for 10 tokens
ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. МАРТ. АПРЕЛЬ. МАЙ. ИЮНЬ. ИЮЛЬ. АВГУСТ. СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ. НОЯБРЬ. ДЕКАБРЬ. РОССИЯ ДО ХХ ВЕКА. ЭПОХА НИКОЛАЯ II. 1917 ГОД. ЭПОХА ЛЕНИНА. ЭПОХА СТАЛИНА. ЭПОХА ХРУЩЁВА. ЭПОХА БРЕЖНЕВА. ЭПОХА ГОРБАЧЁВА. ЭПОХА ЕЛЬЦИНА Несколько листков из советского и…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Recent Posts from This Journal