Александр Майсурян (maysuryan) wrote,
Александр Майсурян
maysuryan

Category:

Девяносто лет назад. Дискуссия о галстуке и современность

1925-05-24kp.jpg

24 мая 1925 года, 90 лет назад, вышел в свет первый номер "Комсомольской правды". Между прочим, это событие стало своего рода переломом в шедшей тогда среди комсомольцев дискуссии "о галстуке". Дело в том, что с первых же номеров главная комсомольская газета страны заняла совершенно определённую позицию в этой дискуссии, которая, в общем, и предопределила её исход. Газета поместила знаковую, как сказали бы сейчас, статью журналиста Виктора Кина. Он категорично утверждал: былой, порождённый революцией тип комсомольца – "удалого и отчаянного парня, отрицающего галстуки, бога, оконные занавески, любовь и многое другое... ушёл в прошлое вместе с морковным чаем и кожаными куртками". Кин писал: "Ещё и посейчас мещанством считаются галстук, брошка, бант; размеренный, гигиенический образ жизни предаётся отлучению..." И заключал: "Нужен новый человек, новый тип, аккуратный, опрятный, культурный".
Конечно, леваки-"антигалстучники", которые составляли среди комсомольцев, пожалуй, большинство, были страшно разочарованы таким поворотом событий. Зато комсомольское руководство, получившее отмашку на новый стиль поведения – "размеренность и аккуратность", почти по Грибоедову, немедленно взяло установки "Комсомолки" на вооружение.
Много лет спустя участник дискуссии П. Жук в журнале "Юность" вспоминал о таком эпизоде: в самый разгар жарких споров на комсомольском собрании в их районе в зал вошли секретарь райкома и два члена губкома. "Они были в хороших костюмах, при галстуках, а в руках держали шляпы. Зал затих. Всё внимание было сосредоточено на вошедших, осмелившихся одеться не по пролетарскому образцу... Раздались возгласы: "На сцену, на сцену! Как дошли вы до жизни такой?! Расскажите, почему вы так разоделись, нужно осудить таких руководителей!.."
Когда член бюро губкома вышел на сцену, из зала вновь крикнули:
– По кому равняетесь?
– По нему! – сказал член губкома комсомола и показал на портрет Владимира Ильича Ленина, висящий в зале.
На портрете Владимир Ильич был изображён в своём обычном костюме и, естественно, при галстуке... Ленин, чуть прищурившись, смотрел с портрета в зал".
В зале наступило ошеломлённое молчание. Вопрос был закрыт...
На самом-то деле как раз Владимир Ильич в последние годы жизни всё чаще обходился без галстука и носил революционный френч, в нём он и лёг в гроб в 1924 году, а обратно в пиджак с галстуком его переодели лишь в 40-е годы...
А чего хотели "антигалстучники"? Представление об этом можно получить из пьесы Анатолия Глебова "Галстук" (1930 год), в центре которой – эта самая дискуссия. Пьеса написана с "галстучных" позиций, и высмеивает антигалстучников, но вот что говорит один из них:
"– Мы больны! Это надо сказать открыто! Мы не видим, как галстучки, баночки, скляночки, пудра, флакончики разъедают самую сущность нашей коммуны!.. Не в галстуке дело как таковом. Нынче галстучек, завтра булавка, послезавтра часы золотые, колечки!.. Галстук! Он проникает всюду! Он удавная петля на шее социализма.
– Просто тряпочка, – возражает ему другой герой пьесы.
– Что? Тряпочка? А знамя на баррикаде? Само по себе тоже тряпочка? Вот как! Забавно!.. Нет, милый мой. Галстук – это эмблема, это символ... Для мещан всё очень просто. А я вижу в этом не тряпочку, а символ, симптом, прогноз!.. Сегодня галстучек, завтра салфеточки, вазочки, жёлтенькие абажурчики... А ещё через годик лавчонки откроем? Фабрички? Рабочих наймём?.."
Читая это сейчас, понимаешь, что антигалстучники были совершенно правы, ну, разве что, ошибались в сроках – частные лавочки, фабрики и т.д. открылись не "через годик", а через много десятилетий... Но путь, на который стали тогда, как бы медленно по нему ни шагали, рано или поздно должен был привести к такому результату.
Почему я всё-таки вспомнил эту старую историю? Потому что с некоторым удивлением обнаружил, что нынешняя дискуссия "замайданцев" и "антимайданцев" является в каком-то смысле продолжением той старой дискуссии 20-х годов.

Судите сами. "Замайданцы" доказывают, что символы – памятники революционерам и в честь революции, советские эмблемы, запрещённые отныне на Украине красные флаги и т.д. никакого значения не имеют ("просто тряпочки").
"Антимайданцы" возражают, что знаки, эмблемы, символы в конечном итоге могут предопределить очень многое, если не всё, поскольку они задают систему ценностей того или иного класса (за что получают упрёки в "идеализме" и "совкодрочерстве").
Ещё я прочитал замечательные откровения замайданного блогера rotten_k о том, что "коммунизм – это комфорт" (!) и "коммунизм – это средство обеспечения меня гуляшем и джинсами". Прямо классика – "баночки, скляночки, пудра, флакончики... часы золотые, колечки" и т.д. Но только всё это в сумме теперь именуется "коммунизмом"!
Оказывается, замайданные "левые" даже и не скрывают своей антипатии к антигалстучникам-левакам 20-х годов. А ведь лидер левой оппозиции 20-30-х годов Л. Троцкий, который им, по легенде, должен быть сродни, напрямую выводил поражение своих единомышленников из тяги бюрократии к комфорту: "Чтобы обеспечить миллионам больших и малых чиновников бифштекс, бутылку вина и другие блага жизни, понадобился тоталитарный режим".
Но, с другой стороны, радует, что "левые" (хе-хе) замайданцы так откровенно засвечиваются своей симпатией к буржуазному комфорту и отождествляют гуляш и джинсы с обществом будущего. Выбрать севрюжину с хреном и уверять, что она и есть – даже не конституция, а прямо революция – это что-то. Вот бы им вмазали антигалстучники 90-летней давности, если бы воскресли! Читая такое, чувствуешь себя прямо участником и продолжателем той давней дискуссии. Впрочем, разве эта дискуссия прекращалась все последние 90 лет? Нет. Она шла непрерывно, более или менее открыто, всё это время, просто переходила с одного предмета на другой, с мелких на более крупные и обратно... И всегда в ней были те, кто предлагал побыстрее сдать в утиль устаревшие символы – все эти камни, металл, тряпочки... – и обменять их на главную ценность жизни, комфорт.
А были и те, кто возражал: "Что? Тряпочка? А знамя на баррикаде? Само по себе тоже тряпочка? Вот как! Забавно!.. Нет, милый мой... Для мещан всё очень просто. А я вижу в этом не тряпочку, а символ, симптом, прогноз!.."
Так оно всегда и выходило.
Tags: История, Реставрация, СССР, аццкие большевики, левые, революционеры, символика и геральдика, советская печать
Subscribe
promo maysuryan июнь 16, 2016 00:35 12
Buy for 10 tokens
СЕНТЯБРЬ. ОКТЯБРЬ КРАСНЫЕ И БЕЛЫЕ ДАТЫ (список будет пополняться): 5 января 1918 (23 декабря 1917) – нарком просвещения А. Луначарский подписал Декрет о введении нового правописания 19 (6) января 1918 – матрос Железняк сказал: "Караул устал!" 21 января 1924 – день памяти В. И.…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments